Для развития моногородов вводятся новые формы господдержки

13 декабря 2016

«Тема монопрофильных городов сейчас активно обсуждается, - сказал заместитель руководителя Аналитического центра Михаил Прядильников, открывая круглый стол «Моногорода: от тактики выживания к стратегии развития». – В стране 319 моногородов в 61 субъекте, и многие годы ситуация там практически не меняется. 30 ноября правительство утвердило паспорт приоритетного проекта «Комплексное развитие моногородов», ключевая цель которого — снизить зависимость моногородов от работы градообразующих предприятий. Для всех моногородов предстоит разработать программы развития, включающие меры по диверсификации экономики, улучшению городской среды, развитию человеческого капитала. Этими вопросами серьезно занимается и экспертное сообщество».

По словам заместителя начальника Управления по региональной политике и развитию Дальнего Востока Аналитического центра Антона Стешенко, ключевой проблемой является несогласованность действий по поддержке развития моногородов. Субсидии регионам на развитие разных отраслей экономики сегодня очень малы, средства из других источников также поступают нерегулярно. «Необходимо реформирование господдержки и межбюджетных отношений в этой сфере», - считает эксперт. Еще одна задача – создание среднесрочного плана развития моногородов, в который войдет привлечение инвестиций, развитие транспортных сетей, система учета и контроля бюджетных средств и другие направления.

Стешенко также напомнил о ежегодном конкурсе «Проектный Олимп», организованном Аналитическим центром. В 2017 году в конкурс будет введена номинация, посвященная проектному управлению в моногородах, что также будет способствовать повышению качества управления развитием этих территориальных единиц.

Формированием и обучением проектных команд в настоящее время занимается Фонд развития  моногородов, который выполняет функции проектного офиса в этой сфере. За 2015-2016 годы сформировано и обучено 27 команд, в настоящее время проходят обучение 66 команд. Все участники круглого стола считают эту работу Фонда исключительно важной, так как создать и реализовать качественный проект, используя все возможности привлечения инвестиций, могут только высококвалифицированные управленцы. «Наша задача – обучить команды для всех 319 моногородов, - поделился руководитель департамента Фонда развития моногородов Евгений Подшивалов. – Должен отметить, что мы формируем команду на уровне лиц, принимающих решения. В нее обязательно входит глава города, представитель предприятия, регионального органа власти и инвестора. Без этих людей проект не может быть реально работающим».

Заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров рассказал, как работает господдержка в регионах и какая еще помощь требуется. «Для развития моногородов необходимо использование агломерационных процессов, - особо отметил Гаттаров. – Мы создаем кластеры из нескольких городов, выделяем их сильные стороны и предлагаем бизнесу вкладываться в выгодные для него проекты». В качестве примера он привел утилизацию отходов, которая для каждого города в отдельности была затратной сферой, а агломерация сделала этот вид деятельности привлекательным для инвесторов.

Для развития моногородов необходимо использование агломерационных процессов. Мы создаем кластеры из нескольких городов, выделяем их сильные стороны и предлагаем бизнесу вкладываться в выгодные для него проекты

Заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров

«Промышленные кластеры – это законодательно утвержденный и реально работающий новый  инструмент поддержки выпуска промышленной продукции, запуск этого механизма будет отражаться и на частном бизнесе, который сможет входить в производственную цепочку», - рассказал директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко. По словам эксперта, этот уникальный механизм, который уже запущен или запускается во многих субъектах, дает возможность компенсировать затраты: «Деньги идут не в субъект, а именно тем предприятиям, которые получили юридический статус промышленного кластера». Также Шпиленко призвал использовать институты господдержки системно, а не точечно.

Промышленные кластеры – это законодательно утвержденный и реально работающий новый  инструмент поддержки выпуска промышленной продукции

Директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко

«При анализе состояния монопрофильных городов мы отмечаем безумную слабость местного самоуправления, - сообщила заведующая Лабораторией регулирования развития территорий и крупных компаний ФБНУ ИМЭИ Галина Кузнецова. – Тем немногим городам, которым удалось реанимироваться, помогло именно местное самоуправление». По словам эксперта, надо давать больше самостоятельности регионам, оставляя там налоги, а те, в свою очередь, должны делать то же по отношению к муниципалитетам.

По поручению президента Счетная палата провела крупное исследование с целью создания рекомендаций по анализу социально-экономического развития моногородов и эффективности предпринимаемых в этой сфере государственных мер. «Наши предложения связаны в первую очередь с улучшением качества управления, чем сейчас и занимается Фонд развития моногородов», - сказала начальник отдела Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации Галина Анисимова. Эксперт не исключила возможности переселения из городов, у которых нет потенциала развития, и отметила характерные для всех моногородов инфраструктурные ограничения, в первую очередь транспортные. «Решим эту проблему – решим и проблемы моногородов», - отметила Анисимова.

Предложения Счетной палаты также связаны с гармонизацией законодательства и повышением взаимной ответственности градообразующих предприятий и органов исполнительной власти.

Читайте также:

19.07.2016 - Необходим комплексный проект освоения туристического потенциала Байкальского региона

06.10.2015 - Федеральная власть в первую очередь ждет инициативы снизу

17.08.2015 - Аналитический центр участвует в разработке новой методологии развития моногородов