Общественный транспорт нуждается в переходе на новые бизнес-модели

5 декабря 2016

«Мы находимся на начальной стадии очередной технологической революции, - сказал начальник Управления информационных технологий Александр Малахов, выступая на V международном форуме «Умный город будущего» с докладом «Третье поколение информационных систем на городском пассажирском транспорте». - Основой этой революции стали мобильные средства коммуникации нового поколения, которые сочетают в себе функции персонального идентификатора, средства голосовой и почтовой связи, информирования, оплаты, безопасности, контроля здоровья, мониторинга окружающего пространства и т.п. Более того, эти же средства реализуют информационное взаимодействие и аналогичные функции для технических средств, которые передают и получают сообщения друг от друга и взаимодействуют с человеком».

По словам Малахова, результатом новой технологической революции становится переход к новым технологиям в бизнес-процессах, подразумевающий максимальный акцент на разработку специальных алгоритмов и программного обеспечения, использование изделий массового и крупносерийного производства в качестве базовых аппаратных решений и отказ от узкоспециализированных аппаратных решений. Такой подход уже начал широко использоваться в ряде отраслей, связанных со сферой услуг (например, такси, банковские и коммунальные услуги и др.).  Он дает существенную экономию инвестиционных и эксплуатационных затрат, расширяет функциональные возможности и юзабилити интерфейсов.

Опыт такси во всем мире, в том числе и в России, показал эффективность новой бизнес-модели, которая позволила снизить себестоимость услуг и повысить конкуренцию в отрасли, что, в свою очередь, привело к реальному снижению стоимости перевозок и повышению удовлетворенности граждан.

Пассажирский транспорт особенно нуждается в переходе на новые бизнес-модели в связи с высокими расходами за счет бюджетов разных уровней и необходимостью субсидировать пассажирские перевозки практически на всех видах транспорта, считает эксперт.

Специалисты выделили 3 поколения информационных систем на транспорте:

1 поколение – бумажный билет и кондуктор в автобусе, слабый учет, неактуальная и недостоверная отчетность. Большинство регионов и городов России находятся в этом положении.

2 поколение – специализированные решения по обеспечению безналичной оплаты проезда и учета поездок: транспортные карты, валидаторы, турникеты, автоматы пополнения и т.д.

3 поколение – облачные информационные системы и максимально простое оборудование на транспортных средствах, объединение различных способов оплаты в рамках единой системы, замена специализированного оборудования программными алгоритмами.

Предложенные Аналитическим центром в тесном взаимодействии с Минтрансом России разработки позволяют реализовать новые бизнес-модели в общественном пассажирском транспорте. Их использование приведет к снижению инвестиционных и эксплуатационных затрат, позволит уменьшить государственные субсидии, повысить комфортабельность и безопасность общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев, пригородных поездов, метро) до уровня лучших европейских образцов (Германии, Бельгии, Голландии), сообщил эксперт.

Читайте также:

01.09.2016 - Пассажирский транспорт будет использовать новые технологии

Фото: из открытых источников