Профессиональное сообщество может и должно определять курс развития системы образования

25 ноября 2016

Эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева выступила координатором дискуссии «Институциональное управление образованием», состоявшейся на площадке «Общее образование» в рамках IV Общероссийского гражданского форума.

«Современное состояние образовательной системы и уровня развития общественно-профессионального педагогического сообщества свидетельствует о необходимости пересмотра и разграничения функционала и зон ответственности, - высказала свою точку зрения Каракчиева. - Наблюдаемый рост активности профессионального сообщества позволяет говорить о сформированности и самостоятельности позиций и предъявляемых требований его представителей. Профессиональное сообщество может и должно определять будущий курс развития системы образования - не конкурируя с органами исполнительной власти, способствовать появлению новых норм и принципов в образовательной системе. При этом важно сформировать механизм реагирования на транслируемые ожидания».

Безусловно, для развития российского образования создана благоприятная нормативно-правовая среда, считает эксперт. Это и принятие федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», определившего новое направление развития отечественного образования и закрепление ключевых ориентиров государственной политики в сфере образования «майскими» указами Президента Российской Федерации. Это и стандартизация образования (лицензирование и аккредитация), введение ФГОС общего образования, обеспечившего рамочные требования к содержанию, условиям и результатам общего образования, и единая процедура государственной итоговой аттестации, и многое другое.

Вместе с тем при внешней открытости системы образования, прозрачности нормативно-правового регулирования, богатейшего опыта развития инновационных процессов сохраняется консервативная позиция и подходы к модернизации. По словам Каракчиевой, нынешние условия развития школьного образования в мире и состояние общего образования в России требуют новых ориентиров, направленных на его индивидуализацию, самостоятельность, открытость и мобильность. Все эти ключевые ориентиры не только должны быть нормативно закреплены и декларативно объявлены, но и реализуемы в существующей системе централизованной модели управления с доминированием принципов и механизмов «ручного управления».

«Ответом на сложившийся разрыв между запросами общественно-профессионального сообщества и ожиданиями системы управления образованием может стать формирование нескольких управленческих стратегий, базирующихся на стратегических амбициях, сформулированных самим педагогическим сообществом, - отметила Каракчиева».

Читайте также:

15.11.2016 - Необходим выбор модели взаимоотношений между образованием и рынком труда

18.05.2016 - Необходима оценка эффективности вложенных в образование бюджетных средств

21.04.2016 - Соотношение платного и бесплатного дополнительного образования должно гарантировать устойчивость рынка