Необходим выбор модели взаимоотношений между образованием и рынком труда

15 ноября 2016

Эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева выступила с докладом на 3-м международном конгрессе SMART RUSSIA 2016. В ходе конгресса рассматривались концептуальные вопросы и практические достижения в развитии «умной страны» (smart nation), обеспечивающей своим гражданам лучшую жизнь через максимальное использование знаний и технологий.

«Инерционность и неготовность системы образования реагировать на нарастающее многообразие запросов, с одной стороны, и скептицизм со стороны заказчика, использование им внутрипроизводственного обучения сотрудников для получения необходимых компетенций – с другой, снижает заинтересованность сторон в развитии механизмов взаимодействия, - сказала Каракчиева. – Необходим выбор модели взаимоотношений между  образованием и рынком труда, который определит не только последовательность действий и подбор механизмов реализации, но и зоны ответственности, а также вероятность возникновения рисков».

По словам эксперта, в сложившихся условиях четко прослеживается возможность реализации 4 ключевых моделей. Первая связана с активностью бизнес-структур, определяющих требования к компетенциям сотрудников, имеющих свои центры переобучения, транслирующие свой запрос и наработки в систему образования. При этом роль преподавателя изменяется на тьютерство, меняя технологии обучения, инфраструктуру, финансово-экономические механизмы и механизмы управления. Вторая модель архаичная (традиционная) прекрасно знакома не только образовательной системе, рынку труда, но и обществу, где основой является знаньевая система, нацеленная на формировании академических компетенций, преподаватель в этих условиях ментор. Третья - модель профессионально-общественных сообществ (сетевая), объединяющих ресурсы разноотраслевых, разноподчиненных объединений. Именно эти профессионально-общественные сообщества, формируя заказ, создают условия для его реализации, определяют перспективы и ключевые направления развития новых навыков, новых профессий, нового рынка труда. Благодаря данной модели государство получает сигналы от профсообщества, образования и общества в целом о необходимости тех или иных изменений. Четвертая - модель Smart связана с индивидуализацией и непрерывностью образования, отличаясь мобильностью,  получением знаний «из сети» и распространением учебного контента через социальное пространство. В этих условиях сам субъект образования становится активным строителем своего индивидуального плана развития (определяет, чему, как и где обучаться), функция преподавателя переходит на уровень навигатора. При этом система образования институционально задает и институционально реализует характеристики, определяющие развитие современных технологий, экономики и рынка труда. Меняется вся организационно-управленческая структура образования, из обеспечивающей отрасли переходит в надотраслевой уровень.

«Важно отметить, что реализация любой из моделей влечет за собой риски. Их недооценка как профсообществом, системой образования, так и обществом в целом может привести не только к формированию дополнительных  трудностей, но и к снижению технологического, экономического развития, повышению инертности рынка труда, замедлению процессов профобновления и появления новых профессий», - предупредила Каракчиева.

По мнению эксперта, выбор модели определит переход к новому технологическому и социо-экономическому укладу страны.

Читайте также:

18.05.2016 - Необходима оценка эффективности вложенных в образование бюджетных средств

21.04.2016 - Соотношение платного и бесплатного дополнительного образования должно гарантировать устойчивость рынка

07.12.2015 - Общество не готово платить за дополнительное образование детей