Эксперты прогнозируют стабилизацию рынка пассажирских авиаперевозок

10 ноября 2016

За последние 2 года в России произошло сжатие рынка авиаперевозок и изменение его структуры, пассажиры перешли на более дешевые виды транспорта, направления перевозок изменились, а само число поездок сократилось, пишут эксперты на страницах бюллетеня о текущих тенденциях российской экономики «Спрос населения на авиаперевозки».

В прошлом году впервые с 2009 года количество авиапассажиров впервые сократилось с исторического максимума в 93,2 млн чел. в 2014 году до 92,1 млн чел. в 2015 году. Эксперты связывают это со снижением перевозок в страны дальнего зарубежья, которое частично было компенсировано ростом внутренних перевозок. Изменения на рынке международных перевозок вызваны не только девальвацией рубля, удорожанием билетов и переориентацией семей на внутренний туризм, но и геополитической конъюнктурой - в ноябре 2015 года для российских туристов были введены ограничения на популярные направления путешествий – в Турцию и Египет.

В 2016 году отрицательная динамика авиаперевозок в России сохранилась: общее число пассажиров за 9 месяцев 2016 года упало на 7,9% в годовом выражении, причем число пассажиров на маршрутах в страны дальнего зарубежья упало на 26,5% в годовом выражении, а за 2 года накопленное падение превысило 40%.

При этом, как отмечают эксперты, у пятерки авиакомпаний, лидирующих по объемам пассажиропотока, в январе-августе 2016 года перевозки пассажиров и пассажирооборот выросли на 18%, что связано с ростом транзитного пассажиропотока и снижением конкуренции на фоне сокращения частоты полетов иностранными авиаперевозчиками и ухода с рынка «Трансаэро». За 9 месяцев 2016 года общий пассажирооборот сократился на 9,8%, но без учета «Трансаэро» в статистике 2015 года вырос на 11,0%. Таким образом, оставшиеся авиакомпании восстановили более 45% перевозок «Трансаэро».

Увеличению пассажиропотока в 2010–2014 годах способствовало восстановление благосостояния населения России после кризиса 2008-2009 годов, уверены специалисты. За 2015 год стоимость авиабилетов выросла на 14%, в первую очередь из-за девальвации рубля, поскольку расчеты авиакомпаний с зарубежными аэропортами идут в иностранной валюте. При этом расходы населения на использование авиационного транспорта в 2015 году сократились на 12%. Эксперты Euromonitor прогнозируют, что тенденция спада расходов сохранится и в 2016 году, но темпы снижения замедлятся до 5,5%.

Возобновление полетов в Турцию в сентябре 2016 года и Египет, которое ожидается весной 2017 года, будет способствовать восстановлению отрасли, но выход на докризисный уровень аналитики ожидают только в 2018–2019 годах. Эксперты прогнозируют, что осенью 2016 года темпы падения авиаперевозок сохранятся на текущем уровне, а к 2017 году сокращение пассажиропотока прекратится. При этом двузначные показатели роста у авиакомпаний-лидеров свидетельствуют о консолидации отрасли, что может привести к ограничению конкуренции на некоторых маршрутах.

Подробнее – в бюллетене «Спрос населения на авиаперевозки».

С другими бюллетенями о текущих тенденциях российской экономики можно ознакомиться в разделе «Публикации».

Фото: из открытых источников