К развитию конечных продовольственных рынков нужно подходить системно

20 октября 2016

Аналитический центр совместно с Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) открыл цикл круглых столов на тему «Приоритеты основных участников продовольственного рынка России». В ходе обсуждения эксперты говорили о существующих рисках и проблемах, а также необходимых действиях государства и бизнеса, которые способствовали бы системному улучшению ситуации на продовольственных рынках и появлению новых точек экономического роста.

В период снижения реальных доходов населения важно понимать, что нужно потребителю на продовольственных рынках, чему он отдает предпочтение и каким образом решается вопрос качества потребления, отметила, открывая мероприятие, заместитель руководителя Аналитического центра Татьяна Радченко.

Председатель Президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев обратил особое внимание на необходимость конструктивного диалога всех участников потребительского рынка как для выработки оптимальных вариантов его развития, так и в целях выполнения государственных приоритетов по обеспечению потребителей высококачественными продуктами питания по справедливым ценам и в необходимых объемах.

«Чтобы выявить отношение россиян к ситуации на продовольственном рынке и возможным мерам по его регулированию, ВЦИОМ и ЦСП «Платформа» в 2016 году провели несколько опросов граждан и экспертов», - рассказала заместитель генерального директора по исследовательскому направлению ЦСП «Платформа» Ольга Кочарина. Население уже давно пребывает в режиме экономии, более половины граждан стали реже совершать покупки. Это создает эффект спирали: снижение потребления тянет за собой снижение производства, далее происходит снижение доходов и, как результат, - снижение потребления, уверена специалист. «Большую часть продуктов население покупает в сетевых магазинах, где цены самые низкие», - рассказала Кочарина, уточнив, что сети могут обеспечивать низкие цены за счет конкуренции друг с другом и прямой работы с производителями и поставщиками.

«У нас в стране наблюдается недооценка роли торговли. Ее воспринимают лишь как одно из звеньев товаропроводящей цепочки. И принятый «Закон о торговле» хорошо это иллюстрирует: на глобальную перестройку рынка отводится всего лишь около 3 месяцев. Сейчас большинство наших поставщиков находятся в замешательстве и не знают, как реагировать на сложившуюся ситуацию», - сказал менеджер группы компаний МЕТРО АГ Александр Перекрест. Такая недооценка, по его мнению, приводит к отсутствию системного подхода к развитию отрасли. Стандарты и условия выполнения государственных инициатив (в частности, внедряемых учетных систем, которых уже более 6) совершенно разные, уверен эксперт. «Необходимо наличие системного подхода к развитию торговли, причем не только сетевой, но и розничной, оптовой, мелкооптовой и электронной. Важно, чтобы торговля воспринималась как единый сектор с разными направлениями», - пояснил свою позицию эксперт.

Большинство экспертов считают, что участники рынка практически достигли потолка спроса. Несмотря на то, что норма здорового потребления по целому ряду продовольственных товаров не достигнута, снижение доходов населения приводит к существенному сужению рынка. Ключевой задачей для российских производителей становится выход на экспортные рынки. На этом направлении необходима более активная поддержка со стороны государства. В частности, государство должно содействовать кооперации бизнеса для выработки стандартов для экспорта продукции, полагают специалисты. По мнению представителя ФАО, проблема выхода на зарубежные рынки может решаться только на межправительственном уровне.

В ходе дискуссии участники также отметили, что глобальных исследований конечных продовольственных рынков до сих пор не проводилось, а значит – реальных оценок пока никто не делал.

Программа

Список участников