Развитие электромобилей должно опираться на потребности рынка

19 октября 2016

В августе заместитель председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович поручил министерствам и ведомствам разработать комплекс мер, направленных на экономическое и технологическое стимулирование производителей и потребителей электромобилей. Эксперты полагают, что с учетом заявленных масштабных планов важно понять, кто в России обеспечит развитие необходимой инфраструктуры для электротранспорта, ведь, как показывает международный опыт, в странах, наиболее преуспевших в развитии рынка экологического транспорта, обязательства по развитию инфраструктуры накладываются государством на крупнейшие энергетические компании. О развитии инфраструктуры для использования электромобилей шла речь на круглом столе, который Аналитический центр и Россети провели в рамках деловой программы Международного электроэнергетического форума Rugrids-Electro-2016.

«Рынок электромобилей будет с каждым годом развиваться все больше, но даже если сам рынок будет расти, то сам по себе сегмент электротранспорта не построится. Нужен комплексный подход, важны спрос и технологи, которые дадут скачок в будущем. В этом плане роль государства чрезвычайно важна как с точки зрения инфраструктурной поддержки, так и с точки зрения спроса», - считает заместитель руководителя Аналитического центра Глеб Покатович. При этом Минпромторг России идет в правильном направлении: подготовленный проект программы развития электротранспорта объединил основные идеи и цели развития отрасли, полагает эксперт.

Что касается международного опыта, то, конечно, роль государства зарубежом велика, но реализуется она по-разному, отметил Покатович. «Есть пример Китая, который может себе позволить вкладывать инвестиции на большую перспективу. В 2010 году в стране было около 100 зарядных станций, в России примерно столько их сейчас. К концу 2014 года Китай имел 780 зарядных станций и 31 тысячу зарядных колонок. К настоящему времени уже функционирует междугородная сеть быстрой подзарядки электромобилей на скоростных шоссе, где построено 133 станции, охватывающие 2900 километров дороги. Это самая большая в мире общественная сеть быстрой подзарядки. В Китае продается уже более 100 тысяч электромобилей в год, страна лидируют и по парку, и по производству этого вида транспорта», - рассказал аналитик. Это один подход к развитию отрасли, где в основе лежит развитие инфраструктуры, которое подтягивает за собой и спрос, пояснил Покатович.

«Второй подход – это путь Европы, которая не обладает такими возможностями по инвестированию и поэтому использует точечную тактику, опираясь на крупные системообразующие государственные компании», - сказал эксперт. И в Италии, и во Франции в партнерстве с автопроизводителями госкомпании развивали сети зарядных станций и собственные электромобили. При этом поддержка спроса на автомобили в каждой стране осуществлялась с упором на национальное производство, уточнил аналитик. «Международный опыт показывает, что реализация госпрограмм, в том числе в рамках ГЧП, - наиболее эффективный способ развития электромобилей», - заявил эксперт.

Также Покатович считает, что нужно четко понимать запросы бизнеса: какие классы автомобилей потребуются в будущем, что будет приоритетнее – электромобили или автомобили на газомоторном топливе. И только после этого государство должно действовать и оказывать поддержку определенному сегменту рынка.

В ходе дискуссии эксперты отметили, что Россия уже делает конкретные и серьезные шаги для развития отрасли. Например, снижены пошлины и введены бесплатные парковки для электротранспорта. Но если говорить о российских перспективах, то стране нужно, опираясь на опыт иностранных стран, выбирать свой путь развития с учетом потребностей потребителей, полагают участники дискуссии.

Читайте также:

02.07.2015 - В ближайшей перспективе электромобилям не удастся вытеснить с рынка традиционный транспорт