В Сочи эксперты Аналитического центра обсудили большие данные и реформу контрольно-надзорной деятельности

4 октября 2016

О ценности big data, их роли в государственном управлении, активности органов власти и регионов речь шла на мозговом штурме «Трансформация госуправления: как Big data может улучшить качество», в котором принял участие заместитель руководителя Аналитического центра Василий Пушкин. Участники сессии «Между Сциллой и Харибдой: реформа государственного контроля и надзора-между свободой бизнеса и благополучием», и среди них заместитель руководителя Аналитического центра Михаил Прядильников, искали пути эффективной реализации проекта по реформе контроля и надзора. Оба мероприятия прошли в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016».

Количество данных постоянно растёт. Их ценность для экономики при правильном использовании очевидна. Но как работать с данными, большинство из которых относятся к категории «открытых», пока до конца не ясно, и работа над концепцией развития больших данных для использования в государственном секторе еще ведется. Участники сессии «Трансформация госуправления: как Big data может улучшить качество» говорили о различных аспектах работы с большими данными. Заместитель руководителя Аналитического центра Василий Пушкин полагает, что новые идеи использования госданных формируются благодаря проведению хакатонов. «У органов власти много данных, но есть проблема: разработчики зачастую не знают об их наличии, а госорганы не представляют, как их можно использовать», - отметил он. Модель хакатона – конкурса для разработчиков – позволяет объединить обе потенциально заинтересованные стороны, использовать и продвигать данные в режиме реального времени. В течение 2 лет Аналитический центр провел и поддержал уже несколько хакатонов. «Недавно прошел хакатон по спорту. Коллеги из Минспорта не представляли себе, что с использованием их данных можно создать столько полезных сервисов. Разработчики в режиме живого общения с ходу предложили несколько потенциально интересных идей», - рассказал Пушкин. Еще больше возможностей открывается, если строить сервисы с использованием данных сразу нескольких ведомств. Например, объединив данные Роструда, Рособрнадзора и Минобрнауки, можно получить сервис, агрегирующий данные о потребностях рынка труда, вакансиях, вузах, где ведется подготовка нужных специалистов, или компетенциях, которыми должен обладать соискатель. Однако пока такое совместное использование данных представляет технически сложную проблему, и хакатоны – только первый шаг на этом пути. «Мы научились в рамках хакатонов генерить новые идеи, строить прототипы, - продолжил Пушкин. – И объединение в рамках хакатона органов власти, которые обладают данными, разработчиков, которые умеют с ними работать, и методологов, которые понимают, как структурировать и монетизировать процесс, - это большой плюс».

За счёт больших данных можно оптимизировать и государственные контрольно-надзорные функции, считают эксперты. Координацией реформы контроля и надзора занимается Открытое правительство, а что нужно сделать для ее эффективной реализации, говорили на сессии «Между Сциллой и Харибдой: реформа государственного контроля и надзора-между свободой бизнеса и благополучием». Заместитель руководителя Аналитического центра Михаил Прядильников считает, что проект по реформе контроля и надзора – один из самых сложных из всех, которые в этом году будут представлены на президиум. «Задействованы более 200 видов контроля и 44 контрольно-надзорных ведомства, – напомнил он. – Для эффективного запуска и реализации проекта необходимо четко обозначить первоочередные шаги и упростить для участников проекта полноценное участие в реформе». Успех проекта в большей мере состоит в выстраивании системы управления изменениями внутри ведомств и Аппарата Правительства, и изменения должны идти не сверху вниз, как это обычно бывает, а выстраиваться на реальном диалоге контрольно-надзорных федеральных органов исполнительной власти, бизнес-сообщества и федерального проектного центра, уверен эксперт. Немаловажно и четко расписать ответственных, причем сделать это в самом начале: определить должностное лицо и назначить его ответственным за качество реализации контрольных точек. Со стороны проектного офиса должны быть обозначены исполнители в лице профильных заместителей министров или даже руководителей ведомств, уточнил Прядильников. «Не менее важно обеспечить прозрачный и понятный инструментарий для единообразной оценки реализации контрольно-надзорной реформы в федеральных органах исполнительной власти и в регионах», - уточнил Прядильников, отметив что Аналитический центр занимается подготовкой такого инструментария и порядка взаимодействия всех участников процесса.

Фото с сайта Открытого правительства

Читайте также:

20.06.2016 - Открытые данные – это не только массив информации, но и пространство для творчества

09.06.2016 - Новая методика оценки контрольно-надзорной деятельности государства будет внедрена в этом году