Эксперты проанализировали последствия реализации «закона о монетизации льгот» в регионах

30 сентября 2016

Федеральный закон № 122-ФЗ, широко известный как «закон о монетизации льгот», был призван решить ряд принципиально новых задач в части предоставления мер социальной поддержки населению. Эксперты Аналитического центра провели исследование и дали обобщенную оценку последствий его реализации в регионах для государства и граждан. В фокусе внимания аналитиков оказались граждане, получающие соцподдержку в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Такая поддержка наиболее точно характеризует реакцию местных органов исполнительной власти на ситуацию, возникшую после принятия закона, полагают эксперты. Анализ динамики основных показателей позволил выявить преобладающие тенденции в сфере социальной поддержки населения, позитивные результаты и сохраняющиеся проблемы.

В регионах в соответствии с законодательством используются различные виды мер социальной поддержки: в виде денежных выплат, товаров, услуг, налоговых и иных льгот. За период действия закона расширился список категорий и выросло число получателей поддержки. «С 2006 года, то есть спустя год с момента введения в действие Федерального закона, в субъектах Российской Федерации стали возникать новые категории получателей мер социальной поддержки, число которых в 2015 году достигло 21», - пишут эксперты на страницах бюллетеня. Основное внимание уделялось социальной поддержке пожилого населения, материнства и детства, а также малообеспеченных групп граждан. Число получателей мер социальной поддержки в денежной форме выросло с 6,6 млн в 2006 году до 25,4 млн в 2015 году (рост в 3,8 раза), что кратно превышает рост численности всего населения страны за аналогичный период.

Эксперты пишут и об изменении структуры видов мер социальной поддержки, предоставляемых в денежной форме. Здесь происходит снижение удельного веса получателей мер социальной поддержки в виде регулярных и единовременных денежных выплат и одновременный рост получателей мер социальной поддержки в виде денежных компенсаций. Динамика числа получателей мер социальной поддержки в денежной форме лишь в незначительной мере связана с демографическими и социально-экономическими процессами в регионах страны, полагают эксперты, и может расцениваться как недостаточно объективная и чрезмерно ориентированная на региональные элиты. Учитывая состояние региональных бюджетов, аналитики видят риски недостаточно рационального расходования их средств и необходимость их поддержки из федерального бюджета.

Размеры предоставляемых мер социальной поддержки у различных категорий получателей отличаются, однако оценить обоснованность размеров выплат и причины их дифференциации в полном объеме не представляется возможным в связи с отсутствием необходимой информации, признаются эксперты. При этом суммы денежных выплат в среднем расчете на одного получателя достаточно существенны по сравнению со среднедушевыми денежными доходами населения и имеют тенденцию к росту, отмечается в исследовании. Из этого эксперты делают вывод о позитивном влиянии предоставляемых мер социальной поддержки на уровень доходов получателей. А тот факт, что предоставление мер социальной поддержки в денежной форме преобладает над остальными видами, аналитики считают позитивным и обоснованным с точки зрения оптимизации расходов региональных бюджетов.

Анализ данных Росстата, характеризующих размеры социальной поддержки населения в денежной форме в разрезе их видов и категорий получателей в динамике за 2006–2015 годы, показал, что величина социальной поддержки в зависимости от вида меры и категории получателей дифференцирована. Так, максимальный размер регулярных денежных выплат – 10565 рублей в месяц – был в 2015 году у пенсионеров из числа госслужащих, минимальный размер – 307 рублей в месяц – у малоимущих граждан. Максимальный размер единовременной денежной выплаты – 29701 рублей в год – предоставлялся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, также 28878 рублей в год предоставлялось пенсионерам из числа госслужащих. Минимальный размер единовременной денежной выплаты – 831 рубль в год – предоставлялся донорам.

Подробнее – в бюллетене «О результатах анализа социально-экономических последствий реализации мер социальной поддержки населения субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ («закон о монетизации льгот»)».

С другими выпусками социальных бюллетеней можно ознакомиться в разделе «Публикации».

Фото: из открытых источников

Читайте также:

11.07.2016 - В России необходимо совершенствовать систему социальной поддержки населения

11.04.2016 - Сохранение стереотипов по отношению к пожилому населению сопряжено с серьезными рисками