Антимонопольное регулирование не успевает за развитием интернет-технологий

26 сентября 2016

Развитие платежных систем, аукционных домов, интернет-поисковиков, операционных систем, видеоигр, ставит перед законодателями и органами, осуществляющими правоприменение, много новых вопросов. Эксперты Аналитического центра изучили международный опыт антимонопольного регулирования двусторонних рынков и рассмотрели спорные вопросы правоприменения, проанализировав кейсы зарубежных антимонопольных ведомств. Результаты исследования стали поводом для нового выпуска бюллетеня о развитии конкуренции.

Появление новых форм организации и сфер бизнеса в экономике требует адекватного применения государственной политики в этих областях, особенно когда речь идет о конкурентной политике. Рынки, связанные с информационными технологиями, ставят новые вопросы и создают специфические проблемы для регуляторов, производителей, дистрибьюторов и потребителей. И ключевым аспектом соперничества между технологическими компаниями становятся инновации, утверждают специалисты. «Главными отличиями рынков, связанных с информационными технологиями, от более традиционных с точки зрения осуществления антимонопольной политики являются их динамичность, модульность и наличие сетевых эффектов со стороны спроса», - пишут аналитики в своем исследовании. Тем не менее фундаментальные принципы антимонопольной политики вполне применимы к таким новейшим отраслям, уверены эксперты.

О каких рынках «нового типа» идет речь? Это СМИ, где посредством платформы в виде телевизионного канала либо издания взаимодействуют зрители (читатели) и рекламодатели; видеоигры, где взаимодействуют игрок и разработчик игр; интернет-аукционы, где встречаются покупатели и продавцы  и т.д. Платформами являются центры занятости, аукционные дома, брокерские услуги недвижимости, финансовые обмены ценными бумагами. В отличие от организаций-посредников, платформы предоставляют группам пользователей возможность взаимодействовать друг с другом напрямую.

Законодательство не успевает реагировать на развитие технологий и появление новых общественных отношений, которые возникают благодаря интернет-сервисам. Существует проблема проверки качества товаров и услуг, которые попадают на платформу. Все чаще встает вопрос о защите персональных данных, в том числе пользователей различных онлайн платформ, которые можно отнести к двусторонним рынкам. Особенности двусторонних рынков накладывают определенные ограничения и требуют новых подходов с точки зрения экономического анализа для целей применения антимонопольного законодательства: от определения рынка к определению состава его участников и до выявления барьеров входа и оснований для квалификации поведения на рынке участников, контролирующих платформы.

Двусторонние платформы, способствуя минимизации трансакционных издержек между организациями, накладывают определенные ограничения и требуют новых подходов с точки зрения антимонопольного анализа – от определения рынка до выявления сговоров, уточняют аналитики. Актуален в данном контексте и вопрос о применимости норм Порядка-220 по всему перечню этапов анализа рынка к двусторонним рынкам. «Все стадии исследования в соответствии с требованиями Порядка-220 в отношении двусторонних рынков должны проводиться с учетом их специфики: определение границ рынка должно производиться с учетом двух групп покупателей, взаимозаменяемость товаров должна устанавливаться для обеих групп пользователей, при оценке размеров рынка необходимо учитывать трансакции с обеими группами покупателей, а при оценке барьеров входа следует разделять объективные структурные барьеры и издержки входа для новых участников», - указываю специалисты.

Отсутствие внимания к теме двусторонних рынков со стороны юридической литературы не восполняется каким-либо прояснением со стороны конкурентных ведомств, отмечают эксперты. А анализ опыта Европейской комиссии по конкуренции, США, Нидерландов, Австралии не дает возможности предложить более или менее однозначные критерии отделения легального поведения продавцов от нелегального.

Подробнее – в бюллетене «Антимонопольное регулирование двусторонних рынков: постановка проблемы»

С другими выпусками бюллетеней о развитии конкуренции можно ознакомиться в разделе «Публикации»

Фото: из открытых источников