Госпрограммы - основное звено программно-целевого бюджетирования

13 сентября 2016

«В соответствии с действующим законодательством формирование региональных госпрограмм относится к полномочиям субъектов Российской Федерации, что приводит к ряду системных проблем», - сказал эксперт Аналитического центра Антон Стешенко на семинаре «Вопросы повышения эффективности разработки и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации», состоявшемся в Аналитическом центре.

В ходе мероприятия эксперты обсудили механизмы взаимосвязи региональных и федеральных госпрограмм, а также вопросы их интеграции в бюджетный процесс.

По мнению Стешенко, в настоящее время разные документы задают различные приоритеты для регионов. «В  такой ситуации органам исполнительной власти субъектов, занимающихся программно-целевым планированием, трудно сориентироваться и выстроить единую понятную методологию формирования стратегических документов на региональном уровне», - полагает эксперт. Есть еще и другая проблема – дополнительные требования федеральных органов исполнительной власти, которые приводят к нарушению целостности методологии формирования госпрограмм, отметил специалист. «Многие проблемы можно решить путем методических решений и рекомендаций без внесения изменений в нормативно-правовую базу. Некоторые вопросы требуют серьёзных изменений в законодательстве», - считает Стешенко.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Николай Бегчин подробно рассказал о проблемах и перспективах внедрения программного бюджетирования. Эксперт отметил, что сейчас происходит неполная оценка ресурсов и инструментов, направленных на реализацию целей госполитики. «Не учитываются такие инструменты, как нормативное регулирование, контрольно-надзорная деятельность, управление имуществом. При этом средства консолидированных бюджетов субъектов, госкорпораций и госкомпаний отражаются формально», - сказал специалист. По его мнению, для решения данных проблем нужно ужесточить требования к качественному отражению в госпрограммах всех инструментов, направленных на достижение соответствующих целей, и обеспечить аналитическое отражение в документах всех расходов госкорпораций и крупных компаний с госучастием. Есть сложности и в сфере администрирования госпрограмм, заключающиеся в низкой эффективности межведомственного взаимодействия и длительности процедур согласования, отметил Бегчин. Недостаточная интеграция госпрограмм в бюджетный процесс также мешает развитию отрасли, уточнил эксперт.

О роли госпрограмм в системе стратегического планирования рассказала референт Департамента бюджетного планирования и государственных программ Минэкономразвития России Мария Екатериновская. «Главным условием действенности документов системы стратегического планирования является формирование единой сквозной системы показателей на всех уровнях власти: федеральной, региональной, муниципальной», - полагает специалист. При этом основным инструментом реализации стратегического вектора должно стать программно-целевое бюджетирование, где госпрограммы являются основным звеном, связывающим цели, реализуемые в рамках госполитики, и бюджетные ресурсы, считает Екатериновская.

Также участники семинара обсудили роль и место проектов при разработке и реализации госпрограмм и рассмотрели региональный опыт в создании методики оценки их эффективности.

Видеозапись мероприятия

Программа

Список участников

Презентации:

Государственные программы и  проектное управление: опыт Пермского края

Государственные программы Российской Федерации как элемент системы стратегического планирования

Методики оценки эффективности госпрограмм. Региональный опыт

Реализация программно-целевых принципов бюджетного планирования в современных условиях

Роль и место проектов при разработке и реализации государственных программ