Экспортеры нуждаются в поддержке

12 сентября 2016

Аналитический центр провел исследование по вопросам развития несырьевого экспорта и развития международной кооперации. С целью выработки приоритетов в области поддержки экспорта в июле была проведена стратегическая сессия, в которой приняли участие представители бизнеса, федеральных органов исполнительной власти и экспертного сообщества. С ее результатами можно ознакомиться в презентации. Также Аналитический центр организовал ряд опросов компаний-экспортеров и экспертов для выявления ключевых барьеров на пути развития экспорта и международной кооперации.

По итогам стратегической сессии и результатам исследования выявлены два основных направления поддержки и расширения экспорта. Это, во-первых, комплексная поддержка производителей на всех стадиях создания продукта, начиная с НИОКР и заканчивая оптимизацией логистики внутри страны (в части финансирования и информационного обеспечения), и, во-вторых, поддержка экспортеров на зарубежных рынках.

Результаты обсуждений и проведенное исследование показали, что административно-таможенные барьеры и экспортные процедуры не являются основными препятствиями для развития экспорта. Однако они могут существенно замедлять и усложнять процесс экспорта, увеличивая его стоимость и отвлекая предпринимателей от производственного цикла. Оптимизация налоговых и таможенных процедур будет способствовать сокращению как временных, так и материальных затрат на экспорт, что поможет сделать российскую продукцию более конкурентоспособной на мировом рынке.

В качестве одной из основных проблем производители экспортно-ориентированной продукции респонденты назвали недостаток дешевых финансовых ресурсов, необходимых российским компаниям для расширения производства и совершенствования качества продукции.

Серьезным барьером для экспорта являются системы сертификации, которые могут становиться инструментом в борьбе с зарубежными конкурентами. Так, например, в Европе для отрасли лесной промышленности вводится новый стандарт качества SBP, в котором внимание уделяется в том числе объему энергии, затрачиваемому на доставку продукции покупателю, что почти автоматически исключает Россию из списка поставщиков в силу протяженности территорий и удаленности от европейских партнеров. Российские предприниматели ожидают от государства мониторинга подобных рисков и лоббирования российских интересов, участия в формировании новых правил на зарубежных рынках.

Для роста экспорта разработка продукции может быть реализована по двум сценариям: создание продукции для внутреннего рынка и частичной продажи ее в другие страны либо разработка продукции, предназначенной исключительно для экспортных рынков (пример — газ для производства электроники, спрос на который в России практически отсутствует). В первом случае необходима активная промышленная политика, стимулирующая внутренний спрос в части приобретения более современной продукции, материалов и компонентов, в том числе через ограничения закупок устаревшей и субсидирование затрат в случае закупки инновационной продукции. В случае производства исключительно для экспортных рынков требуется поддержка через механизмы льготного налогообложения, ускоренной амортизации затрат на НИОКР, возврата НДС при закупке импортных комплектующих.

Актуальным вопросом является наличие государственной стратегии поддержки экспорта в разрезе отраслей и продуктов, а также информационного ресурса, позволяющего потенциальным экспортерам получить информацию о потребностях в других странах и возможных механизмах поддержки («навигатор поддержки»).

Подробнее читайте здесь.

Фото: из открытых источников