Пассажирский транспорт будет использовать новые технологии

1 сентября 2016

Спланировать маршрут с учетом реальной дорожной ситуации, оплатить поездку с помощью смартфона, вычислить безбилетников и провести комплексный анализ городского пассажиропотока – в Санкт-Петербурге продемонстрировали прототип системы оплаты на пассажирском транспорте нового поколения. Эта система была создана в развитие концепции, разрабатываемой специалистами Аналитического центра совместно с Университетом ИТМО и при поддержке Минтранса России.

Продемонстрированная разработка положила начало третьему поколению систем оплаты проезда в общественном транспорте. В первом поколении пассажиропоток контролировали с помощью компостеров для бумажных билетов, вторая «волна» предусматривает использование специализированных устройств – турникетов и валидаторов, терминалов пополнения и кондуктора, а третья переносит логику с «железа» на централизованное программное обеспечение и продвинутую «математику», позволяет реализовывать информационные сервисы, которые «додумают» маршрут за пассажира, вычислят «зайцев» и сообщат о поломке автобуса.

Информационно-платежная система представляет собой продвинутое программное обеспечение, которое объединяет всю технику с помощью облачных технологий. Для пассажиров это в первую очередь означает, что в качестве платежного инструмента можно использовать практически любой идентификатор, привязанный к счету в системе – приложение на смартфоне, магнитный пропуск, банковская карта, «умный» брелок или браслет, QR-код. Рассчитаться за проезд можно даже по звонку на указанный в транспорте номер телефона, а пополнить счет – наличными через терминал, по банковской карте через веб-сайт или, например, с помощью мессенджера Telegram. Водитель со своего терминала может контролировать дорожную ситуацию и движение по маршруту, количество безбилетников и техническое состояние транспортного средства, сообщать о внештатных ситуациях – дополнительный функционал можно вводить, просто используя датчики планшетов и пассажирских устройств. Организаторам перевозок внедрение этой технологии позволяет автоматизировать бизнес-процессы и дает единую систему отчетности и аналитики.

Журналисты и представители Смольного проехали по Васильевскому острову на двух автобусах, ознакомившись с особенностями работы новой платежной системы. По планам, озвученным вице-губернатором Санкт-Петербурга Игорем Албиным сейчас система будет запущена в тестовом режиме (только с использованием терминала водителя без специальных валидаторов) на одном из маршрутов «Пассажиравтотранса», а в полноценном виде может быть развернута в ближайшие годы.

«Развитие современных технологий значительно меняет нашу жизнь и те взаимоотношения, которые возникают между людьми, государством и бизнесом, в том числе и на транспорте. Распространение таких сервисов как Uber, Яндекс.Такси, GetTaxi привело к тому, что такси – это единственный вид транспорта, который за счет информационных технологий сократил стоимость и при этом существенно повысил качество перевозок. Пассажирский транспорт также стоит сейчас на некоторой революционной точке, после которой появляются совершенно новые технологии», – прокомментировал начальник Управления информационных технологий Аналитического центра Александр Малахов.

«От идеи до воплощения прошло полгода. Самое главное удобство заключается в том, что средство платежа всегда под рукой, возникает целый ряд аналитических приложений, которые позволяют учитывать логистику, пассажиропоток. Благодаря этой интеллектуальной системе пользователь может планировать время, маршрут и даже стоимость движения. Но это только начало пути, понадобится время на «обкатку»: систему предстоит испытать не на одном маршруте», – рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин.

Фотографии предоставлены пресс-службой Университета ИТМО.