Тарифы на коммуналку повышаются, а качество не становится лучше

26 августа 2016 | ОТР

Нужно ли увязывать тарифы ЖКХ с качеством работы коммунальщиков, об этом в эфире ОТР рассказал эксперт Аналитического центра Дмитрий Хомченко.

Дмитрий Хомченко
Дмитрий Хомченко
Управление отраслей экономики

«У нас впервые регулятор национального уровня ставит задачу внесения потребителей в центр тарифного регулирования, - сказал Хомченко, комментируя инициативу ФАС. – Ведь мы регулируем тарифы не для того, чтобы обеспечить экономические интересы коммунальных предприятий, и не для того, чтобы обновлять инфраструктуру, менять трубы, развивать тепловой бизнес, а для того, чтобы потребителю было хорошо». Потребитель в данном случае – это не только граждане, но и бизнес, который получает тепло, воду, электроэнергию для своих производственных нужд. «Задача заключается в перестройке тарифного регулирования таким образом, чтобы потребитель оказался в его центре. И такая задача впервые ставится четко и внятно на федеральном уровне», - подчеркнул эксперт.

Хомченко обратил внимание на ограничивающие предельные индексы, определяющие максимальный совокупный платеж гражданина за коммунальные услуги. «У нас 5 коммунальных услуг: водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, а недавно появились еще и твердые коммунальные отходы. И когда мы видим в платежке цифры, то должны понимать, что это предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации и по каждому муниципальному образованию», - рассказал Хомченко. Рост совокупного платежа граждан за ЖКХ составляет 4% на 2016 год. ФАС путем внесения изменений в законодательство декларирует обязанность для субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и регулируемых организаций отчитываться за мероприятия, которые проведены в рамках повышения тарифов, и за те результаты, которые это повышение дало потребителям. «Если потребители получают выгоду, улучшается качество услуг и повышается надежность их предоставления, то тогда рост тарифа обоснован и может идти намеченными темпами, - считает Хомченко. - Если же тариф повышается, а экономического эффекта нет, то предельный индекс может быть ограничен».

Также эксперт отметил, что нужно разделить сферу непосредственного предоставления коммунальной услуги внутри дома и сферу производства первичных ресурсов, используемых для ее предоставления. «Если граждане жалуются на то, что у них перебои в водоснабжении, тарифы растут, а перебои не прекращаются, то рост тарифа происходит необоснованно. Если же организация декларирует, что, повышая тариф, она будет устранять перебои и улучшать качество, то тогда тарифы могут расти», - пояснил Хомченко.

Аналитик видит главную проблему в том, что сейчас тарифы повышаются, а качество не становится лучше. Мы попадаем в замкнутый круг: низкий тариф не дает средств на развитие, качество падает, потребители недовольны. И такая ситуация повторяется из года в год, мешая отрасли развиваться. Есть проблемы и с расходованием даже тех небольших средств, которые все-таки поступают в отрасль: они тратятся нерационально, считает Хомченко.

Подробнее смотрите на телеканале ОТР.

Читайте также:

16.08.2016 - Присвоение домам классов энергоэффективности важно и для государства, и для жильцов

28.06.2016 - В России потенциал сбережения ресурсов реализован меньше чем на 10 процентов