Российские нефтяные компании в основном инвестируют в регионы присутствия

29 марта 2016 | Российская газета

«Наш нефтегазовый сектор тратит на социальные инвестиции и благотворительность примерно столько же, сколько и западный, при этом в России существует довольно высокая географическая концентрация этих инвестиций», - рассказал «Российской газете» эксперт Аналитического центра Александр Амирагян, уточнив, что нефтяные компании осуществляют основную часть инвестиций в регионах присутствия – где добывают нефть и газ (Западная Сибирь) либо перерабатывают их (та же Западная Сибирь и Поволжье).

Александр Амирагян
Александр Амирагян
Управление по ТЭК

Такая концентрация ведет к тому, считает Амирагян, что нефтегазовые регионы извлекают пользу из своего положения дважды: первый раз - в результате налоговых поступлений от добычи нефти и газа, а второй - от социальных инвестиций компаний. А это, в свою очередь, приводит к разрыву в условиях жизни людей в нефтегазовых и иных регионах. Однако есть и исключения: газовые компании реализуют проекты в европейской части России и на Дальнем Востоке, где вовсе нет добычи и переработки сырья или они есть, но в небольших масштабах.

Обычно компания заключает с регионом соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, а по нему уже отбираются проекты. Было бы лукавством сказать, что нефтегазовый сектор не работает без выгоды: он старается инвестировать в города, где работают его заводы, вышки и люди. То есть компании одновременно улучшают жизнь персонала и «кормят» регион. Активная работа в субъектах Российской Федерации учитывается и биржами, на которых обращаются акции таких компаний.

Амирагян видит принципиальную разницу между соцпроектами западных и российских компаний. Большая часть финансирования западных предприятий осуществляется в развивающихся странах – прежде всего в Африке и Азии, и работа там направлена на обеспечение местных сообществ энергией, водой, базовым образованием и медицинскими услугами. Кроме того, на Западе более зрелая культура прозрачного ведения бизнеса: соцрасходы идут через специализированные фонды, прямые дотации и мероприятия за свой счет. За прошлый год самая крупная иностранная социнвестиция составила 585 миллионов долларов (или 35,55 миллиарда рублей). В процентном отношении это сопоставимо с тратами российского нефтегазового сектора, в абсолютном – почти в 7 раз больше, уточнил эксперт.

Но стоит помнить, что основное перераспределение нефтегазовой ренты в соцсферу все же идет не через социнвестиции, а через налоги и расходы госбюджета, дополнила комментарий Александра Амирагяна начальник Управления по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра Виктория Гимади. «Практически все компании ежегодно публикуют отчеты по устойчивому развитию, в которых есть подробная информация о проектах, в том числе по объемам финансирования на различные направления. В среднем объем инвестирования каждой компании колеблется от 1 до 5-6 миллиардов рублей в год», - напомнила эксперт.

В ноябре 2015 года в Аналитическом центре был подготовлен энергетический бюллетень, в котором подробно рассматривалась тема социальной ответственности нефтегазовых компаний и отмечалось, в частности, что социальная ответственность бизнеса в серьезных масштабах – дело относительно новое в мире, тем более в России. По мнению экспертов, нефтегазовый бизнес лидирует в сфере корпоративной ответственности сразу по нескольким причинам: это наиболее богатая отрасль страны, местные органы власти и социальные движения пристально следят за данными компаниями, кроме того эта деятельность связана с выходом наших компаний на западные биржи, наличием западных (или «просвещенных домашних») миноритариев и менеджеров.

Источник: Российская газета