Потребители не пользуются возможностью перейти на более экономичное топливо

26 февраля 2016 | ЖКХ.ru

Интернет-журнал «ЖКХ.ru» опубликовал статью эксперта Аналитического центра Александра Амирагяна «Развитие рынка газомоторного топлива в России: промежуточные итоги и проблемы». По словам эксперта, прошло уже более трех лет с начала активной государственной поддержки рынка газомоторного топлива в России. За это время отменено регулирование верхнего уровня розничных цен на газовое топливо, реализуется программа по закупке газомоторного автотранспорта и техники для ЖКХ в крупных городах, в рамках которой регионам ежегодно выделяются федеральные субсидии. Однако видимых результатов эти меры в нормативном регулировании отрасли пока не принесли.

Александр Амирагян
Александр Амирагян
Управление по ТЭК

Компримированный природный газ (КПГ) имеет ряд преимуществ перед бензином и дизельным топливом (прежде всего более низкая цена и меньший вред окружающей среде), что должно позволить нарастить его потребление, особенно на общественном транспорте. Кроме неразвитости автозаправочной инфраструктуры основной преградой для расширения потребления КПГ является высокая стоимость газомоторного автотранспорта и оборудования для установки на бензиновые (дизельные) автомобили. Для развития отрасли необходимо активное участие всех сторон – нефтегазовые компании строят автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), государство через региональные власти субсидирует закупку общественного газомоторного автотранспорта, а автопроизводители расширяют перечень выпускаемой продукции, работающей на КПГ.

Нынешний уровень загрузки АГНКС показывает, что они используются на 20–30% от максимальных показателей, то есть потребители не пользуются возможностью перейти на более экономичное топливо.

Важную роль в активизации действий по стимулированию рынка газомоторного топлива сыграло совещание под председательством Президента РФ Владимира Путина в мае 2013 года, по итогам которого был выпущен ряд распоряжений. В июне 2013 года установлены целевые показатели на 2020 год по частичному замещению в крупных городах (свыше 100 тыс. человек) общественного транспорта и техники для ЖКХ транспортом на газомоторном топливе.

Активизировались и нефтегазовые компании. Минэнерго России стало ответственным за выполнение целевых показателей. На федеральные субсидии Минпромторга России – в 2014 и 2015 годах 3,8 и 3,0 млрд рублей соответственно – было закуплено почти 4 тыс. единиц газомоторного автотранспорта. Основными получателями средств стали регионы Приволжского и Северо-Кавказского ФО, а в 2015 году к ним добавился Крымский ФО. На 2016 год объем финансирования, по данным Минпромторга России, планируется в размере около 3 млрд рублей. В настоящее время сложно оценить эффективность этих субсидий, которая должна выражаться в экономии автотранспортных хозяйств и местных бюджетов, так как отсутствуют оценочные данные, в том числе по приросту потребления газового топлива.

Одной из преград в развитии газозаправочной инфраструктуры является статус АГНКС, которые относятся к категории опасных производственных объектов (ОПО). Это требует получения специальных лицензий для их строительства и предполагает жесткие требования к их расположению и условиям работы. В начале 2015 года разработан законопроект об исключении АГНКС из категории ОПО (АЗС жидкого моторного топлива были выведены из этой категории в 2011 году), что позволит избежать лишних финансовых и временных затрат при реализации проектов. 

Подробнее читайте в статье.