Расходы населения на услуги железнодорожного транспорта могут сократиться

13 января 2016 | Гудок

«В 2016 году потребительские расходы россиян в реальном выражении либо будут стагнировать, либо продолжат сокращаться, пусть и гораздо меньшими темпами, чем в 2015 году. В том числе на 4% могут упасть реальные расходы населения на услуги железнодорожного транспорта, хотя в номинальных рублях ожидается их небольшой рост», - сообщил эксперт Аналитического центра Александр Голяшев корреспонденту газеты «Гудок».

Александр Голяшев
Александр Голяшев
Управление научно-исследовательских работ

В этой ситуации, считает эксперт, особенно сложно будет повысить интерес населения к поездкам поездами дальнего следования, учитывая возросшую в последние годы ценовую конкуренцию их с авиационным (в случае купе) и автобусным (в случае плацкарта) видами транспорта.

По оценкам Аналитического центра, опубликованным в конце прошлого года, в 2015 году расходы на общественный транспорт в России слегка выросли в номинальных ценах, сократившись при этом в реальном выражении. Эксперты отметили возврат расходов россиян на общественный транспорт на уровень 2006 года. По их мнению, динамика перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте в России не демонстрирует значительных изменений во многом благодаря большому числу пассажиров пригородных электричек. Доля же перевозок пассажиров дальнего следования сокращается. При этом падает и пассажирооборот, что эксперты связывают с отсутствием спроса в направлениях между Россией и Украиной.

Для анализа конкуренции между разными видами транспорта авторы доклада взяли стоимость проезда в междугородном транспорте в рублях на 100 км по данным за девять месяцев 2015 года. Несмотря на растущую популярность, самыми затратными для клиентов оказались авиаперелёты. Даже в экономическом классе пролететь 100 км стоило 540 рублей, что на 26% дороже, чем в купе фирменного поезда дальнего следования. Разница со стоимостью места в купе обычного скорого поезда оказалась ещё больше и составила 67%. Самым экономным для российского пассажира оказалась поездка в плацкарте нефирменного скорого поезда – всего 172 рубля за 100 км пути, что более чем в 3 раза дешевле авиаперелёта и на 15% - поездки на междугороднем автобусе. Кроме того, в январе – октябре 2015 года разница в стоимости авиабилетов и поездки в купе не менялась. При этом билеты в купе фирменных поездов показывают минимальный для всех видов междугородного транспорта прирост стоимости проезда в 5%, что гораздо ниже инфляции.

Источник: Гудок