Профицит мощностей по производству вагонов составляет около 60%

27 октября 2015 | Компания

Кризис затрагивает все отрасли производства, однако транспортное машиностроение – производство подвижного состава для железных дорог, метрополитенов и трамвайных сетей – находится в особом положении, поскольку зависит в основном от государственных заказчиков. В конце прошлого года на закупку новых локомотивов для РЖД было выделено выделение 60 млрд рублей, однако деньги передавались железным дорогам с большими задержками, в начале года приходили сообщения о падающей загрузки машиностроительных предприятий.

Михаил Низов
Михаил Низов
Управление отраслей экономики

«Спрос на вагоны напрямую зависит от тенденций на рынке транспортных услуг, на которые оказывает влияние состояние экономики страны, – прокомментировал ситуацию журналу «Компания» эксперт Аналитического центра Михаил Низов. – Если экономика в депрессии, а объемы перевозок снижаются, то спрос на грузовые вагоны неизбежно падает. При мощности вагоностроительных заводов порядка 90 тысяч единиц в год максимальное производство составляло чуть более 70 тысяч грузовых магистральных вагонов в 2012 году, когда операторы активно меняли грузовой парк. Затем по мере насыщения рынка вагонов и несовершенства механизмов тарифного регулирования возникло отставание в развитии инфраструктуры».

Эксперт полагает, что сокращение рентабельности перевозок привело к сокращению спроса на вагоны до 20-27% ежегодно. «В настоящее время профицит мощностей по производству вагонов составляет около 60%. Некоторую позитивную тенденцию имеет спрос на полувагоны и думкары, используемые для обслуживания инфраструктурных и иных проектов, финансируемых из средств государственного бюджета», - уточнил эксперт. По его мнению, спрос на вагоны метро и трамваи, доля которых в общем объёме производства незначительна, подвержен меньшим рискам, так как формируется в основном городскими администрациями с целью развития наиболее производительных и экологически чистых городских видов общественного транспорта для жителей своего региона.