Чтобы вывести региональный протекционизм из «тени», нужно легализовать его допустимые формы

18 августа 2015 | Российская газета

Дискриминация поставщиков товаров и услуг «не с нашего двора» нарастает, явление принимает масштабный характер, говорят аналитики. При этом Федеральная антимонопольная служба жалобами на необъективность оценок по неценовым критериям не занимается.

Алексей Ширяев
Алексей Ширяев
Управление правовой экспертизы

«Российская газета» пишет, что протекционизм в регионах растет и на уровне малых по стоимости (до 1 миллиона рублей) госзаказов в сферах, не связанных со строительством – например, в сфере подписки на периодические издания, производстве офисной и медицинской мебели. В 2013 году на «местные» компании приходилось 70 процентов государственного регионального заказа, или 1,22 из 1,74 триллиона рублей. Наименьший уровень протекционизма зафиксирован в Ленинградской (11,8%), Тюменской (19,5%), Смоленской (25,2%), Московской (28,1%) и Амурской (28,7%) областях.

Почему, например, в список попала Амурская область, корреспонденту «РГ» пояснил советник Управления правовой экспертизы Аналитического центра Алексей Ширяев. «В этом отдаленном малочисленном регионе, энергетическом доноре, с населением в 810 тысяч человек, нет своих производителей, слабо развита сеть поставщиков. Поэтому товары, оборудование, расходные материалы к нему, лекарства по вполне объективным причинам приобретаются у компаний других регионов, в том числе, у соседа – Хабаровского края», - сообщил эксперт.

Для того чтобы региональный протекционизм вывести из «тени», нужно легализовать допустимые формы протекционизма, прежде всего, в рамках федеральной контрактной системы (ФКС) и направить на развитие межрегиональной экономической интеграции, полагает Ширяев. По принципу уже действующих преференций для малого бизнеса, когда устанавливается четкая доля госзаказа, размещаемого среди организаций-нерезидентов, перечень товаров и услуг. По его мнению, в регионах можно утвердить такие списки продукции (работ и услуг внутренних производителей и поставщиков), которые официально будут под защитой законодательства.

Эксперт отметил, что дополнительной мерой по расширению географии участников региональных государственных закупок могло бы стать установление ценовых преференций для компаний-производителей продуктов длительного хранения, медицинского оборудования, стройматериалов и инструментов, мебели и так далее из отдаленных федеральных округов. Это бы компенсировало им транспортные расходы и другие затраты, связанные с расстояниями, считает Ширяев.