Наиболее востребованы грузовые перевозки по железным дорогам

4 августа 2015 | РЖД ТВ

Эксперт Аналитического центра Елена Паршина в программе «1520: Транзит» на телеканале РЖД ТВ рассказала о том, почему ФАС поглотила ФСТ, как формируются тарифы на доставку грузов и почему грузоперевозки по железным дорогам пока выгоднее автомобильных.

Елена Ковалева (Паршина)
Елена Ковалева (Паршина)
Управление по конкурентной политике

«Федеральная служба по тарифам применительно к железнодорожному транспорту реализовывала тарифную политику, занималась устанавливанием тарифов, размером индексации тарифов на железнодорожные перевозки, – сообщила эксперт. – С 2013 года ФСТ установила коридор для более гибкого ценообразования, разрабатывала методики расчета тарифов и имела возможность предоставлять различные преференции отдельным игрокам на рынке. ФАС же занимается обеспечением недискриминационного доступа участников перевозок к железнодорожной инфраструктуре, при этом в сферу ее деятельности входят все отрасли экономики, в то время как ФСТ отвечает за естественные монополии».

Паршина напомнила, что о слиянии двух структур заговорили еще в 2014 году. «Этот вопрос давно обсуждался в экспертном сообществе, рассматривались различные модели, учитывался зарубежный опыт», - рассказала эксперт. На сегодняшний день разграничение функций и полномочий между ФСТ и ФАС остаются не вполне четкими, что дезориентирует участников рынка. Слияние может решить эту проблему, считает Паршина. «Однако если слияние станет формальным, то оно фактически не изменит целевых установок ведомств и не приведет к исчезновению конфликта. К тому же наблюдается тенденция к увеличению экономического регулирования со стороны ФАС, поэтому слияние может привести к переходу от антимонопольного к прямому экономическому регулированию. А это уже большой риск», - резюмировала аналитик, добавив, что на текущий момент эффект от слияния оценить сложно.

Что касается тарифных предложений, то в правительство их вносит РЖД, а ФСТ утверждает принятые решения, отметила Паршина. Предполагалось увеличивать тарифы, опираясь на инфляционные ожидания, но сделать этого не удалось. Сейчас рост тарифов на железнодорожные перевозки опережает инфляцию, отметила она.

«На долю железнодорожного транспорта приходится около 85% грузооборота, поэтому размер тарифов оказывает влияние на конкурентоспособность продукции во многих отраслях экономики», - сказала Паршина, пояснив, что грузы делятся на три типа – низкодоходные, среднедоходные и высокодоходные, и в соответствии с этим определяются тарифы на их перевозки. Эксперт привела в пример уголь, который относится к группе низкодоходных массовых грузов и доля транспортной составляющей для него достаточно велика. Установить большой тариф невозможно, поскольку эластичность спроса на такие перевозки со стороны грузоотправителей достаточно велика. Высокие же тарифы устанавливаются на высокодоходные грузы, где эластичность спроса ниже. Эксперт отметила и такую деталь: большая часть угля направляется на экспорт, и значит, РЖД получают доход от экспорта и одновременно используют тарифные льготы на внутреннем рынке.

На долю железнодорожного транспорта приходится около 85% грузооборота, поэтому размер тарифов оказывает влияние на конкурентоспособность продукции во многих отраслях экономики

Елена Паршина, эксперт Аналитического центра

Специалист отметила, что наиболее востребованы грузовые перевозки по железным дорогам. «Основной фактор – это присутствие железных дорог практически во всех регионах страны, - сообщила эксперт. – Кроме того, автомобильные перевозки могут конкурировать с железнодорожными только при перевозке грузов на небольшие расстояния – до 2000 км. Если расстояние больше, то транспортировка с помощью автомобильного транспорта становится экономически невыгодной». Однако в последнее время наблюдается тенденция ухода высокодоходных грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный, отметила Паршина. К тому же, по словам специалиста, при перевозке по железной дороге возрастают издержки из-за обслуживания инфраструктуры, а в случае автомобильных перевозок содержание автомобильного полотна ложится на государственный бюджет. Что касается водного транспорта, то он весьма ограничен по географическому признаку, поэтому серьезной конкуренции не составляет, полагает эксперт. Однако в связи с общим спадом в экономике в стране снижаются все виды перевозок, отметила Паршина.

Подробности в сюжете на РЖД ТВ.