Либерализация транспортного сектора оживит инвестиционную активность

12 ноября 2019 | Гудок

Либерализация транспортного сектора оживит инвестиционную активность, считает эксперт Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра Дмитрий Черненок. О том, почему в проекты развития железнодорожной инфраструктуры сложно привлечь частные инвестиции, он рассказал изданию «Гудок».

Дмитрий Черненок
Дмитрий Черненок
Департамент экономики и развития транспорта

Основными источниками частных инвестиций для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов являются банковское кредитование (основные субъекты финансирования – транснациональные банки или синдикаты банков), корпоративные финансы (компании, заинтересованные в долгосрочных инвестициях и выступающие в роли стратегических инвесторов) и институциональные инвесторы (страховые компании, инфраструктурные, пенсионные фонды). Они, как правило, образуют консорциумы со стратегическими инвесторами, вкладывают частный капитал либо привлекают средства под размещение облигаций.

«Частные инвестиции являются источником не только капитала, но и сочетания управленческих навыков и технических компетенций, - считает Черненок. - Мировой опыт реализации инфраструктурных проектов показывает, что частные инвесторы более эффективно управляют своими активами по сравнению с государственными операторами и демонстрируют более высокие показатели качества и производительности инфраструктуры, в том числе с учётом необходимости получения дополнительного операционного потока для покрытия издержек по оплате «премии» государству за приобретение актива».

В настоящее время в России в сфере железнодорожного транспорта в разной степени реализации находятся семь проектов ГЧП (концессий), общий объём финансирования которых составляет 439,5 млрд руб., при этом на частные средства приходится 97,6%. Наиболее крупными из них являются проекты Северного широтного хода – СШХ-1 (железнодорожная линия Обская – Салехард – Надым) и СШХ-2 (железнодорожная линия Бованенково – Сабетта), а также железнодорожная линия Элегест – Кызыл – Курагино (первая железнодорожная линия в Республике Тыва).

«Несмотря на незначительную долю государственного участия, важную роль в проектах железнодорожного транспорта играют государственные корпорации – ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром», - подчеркнул Черненок. - При этом государство и местные власти зачастую оказывают косвенную финансовую поддержку реализации проектов ГЧП в виде налоговых послаблений и объектов недвижимого имущества (земельных участков и т.д.). Свой вклад в экономику проектов вносят и обязательства властей по внесению изменений в нормативную базу».

Национальное законодательство не создаёт барьеров, а позволяет открыто привлекать частные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры. При наличии каких-либо ограничений в законодательстве государство, понимая социальный и финансовый эффект, имеет возможность оперативно внести изменения в законодательство, что соответствует лучшим мировым практикам.

«Мировой опыт показывает, что значительное оживление инвестиционной активности связано с проведением государством мер по либерализации транспортного сектора с одновременным установлением государственного контроля за объектами транспортной безопасности», - указывает Черненок.

Основной сложностью не только железнодорожного транспорта, но и всей транспортной отрасли эксперт считает высокую капиталоёмкость проектов, вследствие чего длительность окупаемости инвестиций делает этот сегмент менее привлекательным для частного инвестора. На этом фоне инвестиции в коммунальную инфраструктуру выглядят более перспективными, чем в развитие железнодорожной инфраструктуры. Для повышения инвестиционной активности, по его мнению, необходимы точечные изменения в законодательной части, регулирующей деятельность железнодорожного транспорта в целях повышения прозрачности последующей выгоды для инвестора.

Источник: Гудок

Фото из открытых источников

Читайте также:

19.09.2019 - Важно сформировать цифровые коммуникации между морским и железнодорожным транспортом

24.04.2019 - На Российской неделе ГЧП обсудили роль внебюджетных инвестиций в реализации национальных проектов