Эффективность господдержки автопрома зависит от многих факторов

1 ноября 2019 | Российская газета

«Падение продаж грузовых автомобилей в 2019 году - результат своего рода «волны», возникающей в результате экономических шоков, когда резкий рост рынка сменяется спадом или наоборот. В нашем случае спад обусловлен эффектом высокой базы первой половины 2018 года, а рост связан с реализацией отложенного спроса, сформировавшегося еще в 2015-2016 годах», - прокомментировал Российской газете ситуацию на авторынке начальник Управления отраслей экономики Аналитического центра Григорий Микрюков.

Григорий Микрюков
Григорий Микрюков
Управление отраслей экономики

Так, во второй половине 2017 года месячные темпы роста рынка превышали 50 процентов, так как ранее перевозчики откладывали покупку грузовой техники из-за неблагоприятного экономического фона, связанного с резким ослаблением курса рубля. По словам эксперта, похожая ситуация наблюдается и на рынке легких коммерческих автомобилей. Однако в случае LCV продажи в конце года могут быть дополнительно поддержаны программой по обновлению парка автомобилей Скорой помощи и школьных автобусов, на которую выделено 10 миллиардов рублей.

Что же касается господдержки в целом, то, считает Микрюков, ее эффективность зависит от многих факторов, в том числе фазы развития рынка и экономических циклов. Проведенный специалистами АЦ анализ показал, что, например, субсидирование процентной ставки по автокредитам сегодня дает хороший эффект и увеличивает продажи. А завтра она может оказаться просто финансовой поддержкой населения, решившей приобрести автомобили в определенной ценовой категории.

По данным Казначейства России, на 2019 год по программам развития автомобилестроения в России должно быть направлено около 230 миллиардов рублей, сообщил Микрюков. Основной объем средств направляется на субсидии производителям колесных транспортных средств, соответствующих нормам Евро-4 и Евро-5 (123 миллиарда), компенсация части затрат на содержание рабочих мест (51,5 миллиарда), на производство автомобилей и их комплектующих (18,8 миллиарда), на использование энергоресурсов (5,1 миллиарда рублей). «Доля промышленных субсидий в объеме утвержденных бюджетных назначений на поддержку автопрома на 2019 год достигает 86 процентов», - уточнил эксперт АЦ.

Другое направление господдержки - программы поддержки спроса, - продолжил Микрюков. - Например, в 2019 году на возмещение расходов организациям, осуществлявшим выдачу льготных автокредитов с 2015 года, направлено 9,5 миллиарда рублей. На компенсацию части затрат лизинговых компаний по договорам лизинга, заключенным на 2018-2020 годы, выделено 5,2 миллиарда. «Стоит отметить поддержку государства в развитии электромобилей и автомобилей на газомоторном топливе: производителям ГМТ-техники выделено 2,5 миллиарда рублей, производителям городского наземного электрического транспорта - полтора миллиарда. На некоторые программы поддержки спроса (льготное автокредитование и льготный лизинг) в июле были выделены дополнительные бюджетные ассигнования», - рассказал эксперт АЦ.

Источник: Российская газета

Фото из открытых источников