Демпфирующий механизм в нефтяной отрасли скорректируют

2 июля 2019 | Российская газета

В том, что будет с ценами на топливо после отмены соглашения с нефтяниками, попытались разобраться журналисты «Российской газеты».

Сергей Колобанов
Сергей Колобанов
Советник руководителя

Срок действия соглашения между правительством и крупными нефтяными компаниями о контроле за розничными и мелкооптовыми ценами на бензин и дизельное топливо истек 1 июля. Теперь факт окончания договоренностей можно считать свершившимся, но это не должно отразиться на стоимости топлива для потребителей, пишет издание.

О предпосылках для роста розничных цен на бензин и ценовой динамике в ближайшие месяцы «РГ» рассказал советник руководителя Аналитического центра Сергей Колобанов.

«Цены в России на нефтепродукты – рыночные и формируются по принципу так называемого экспортного нетбэка (экспортной альтернативы), что подразумевает одинаковую доходность при осуществлении поставок топлива на внутренний и внешние рынки», - напомнил эксперт.

Цена нетбэк напрямую зависит от цены внешнего рынка на товар, курса рубля, величины экспортной пошлины, акциза и транспортных расходов. При этом первые два фактора имеют значительную волатильность, и в условиях такой неопределенности достаточно точно прогнозировать динамику цен на топливо в длительной перспективе не представляется возможным, считает он.

Вместе с тем, в условиях «налогового маневра» для обеспечения рентабельности НПЗ введен достаточно гибкий механизм - «отрицательный» акциз на нефть, который одновременно создает стимулы для переработки нефти внутри страны, а также механизмы компенсации указанной выше волатильности для соблюдения интересов как внутренних потребителей в стабильности цен и отсутствии дефицита, так и производителей-поставщиков, обеспечивая им достаточную рентабельность бизнеса, подчеркнул он.

«Этот механизм по результатам «апробации» с начала текущего года показал, что требуется определенная подстройка его параметров, чем сейчас и занимаются заинтересованные органы власти, однако в целом он как раз и позиционируется как основной инструмент стабилизации цен на моторное топливо, опосредственно действующий и на розничный сегмент», - рассказал Колобанов.

В то же время сдерживающим фактором для повышения стоимости топлива должен стать скорректированный с 1 июля демпфирующий (сглаживающий колебания цен) механизм. По нему нефтекомпаниям должна быть компенсирована часть разницы (60%) между высокими экспортными ценами на топливо и условной внутренней ценой на него, пишет «РГ».

«Величина демпфирующей составляющей в формуле расчета вычета по акцизу на нефть зависит, прежде всего, от двух важнейших макроэкономических параметров - цены экспортной альтернативы для автобензина и дизтоплива и курса доллара США к рублю, - пояснил Колобанов. - Вместе с тем фиксация в документе уровня федерального закона (которым является Налоговый кодекс) условных значений внутрироссийских рублевых средних оптовых цен реализации моторных топлив (в формуле демпфера) не позволяет оперативно реагировать на изменение внешнеэкономической конъюнктуры и требует достаточно длительной процедуры согласования и рассмотрения».

Чтобы не проходить по этому «длинному кругу» всякий раз, когда меняются внешние условия, сейчас заинтересованные стороны договариваются скорректировать формулу таким образом, чтобы сдерживающий эффект демпфера работал в более широком диапазоне макроэкономических параметров без дополнительной подстройки, уточнил эксперт.

Источник: Российская газета

Фото из открытых источников