Индекс качества транспортной инфраструктуры обеспечит точность при оценке проектов КПМИ

17 мая 2019 | ТАСС

Принятый для реализации майского указа президента Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) в 2018 — 2024 годах называют «тринадцатым нацпроектом». На его реализацию запланировано более 6,35 трлн рублей – четверть всех ресурсов, направляемых на реализацию майского указа. Оценить, насколько эффективными будут эти вложения, поможет индекс качества транспортной инфраструктуры.

Сергей Дягилев
Сергей Дягилев
Департамент экономики и развития транспорта

Что стоит за этими цифрами и как будет рассчитываться успешность развития инфраструктуры, порталу «Будущее России. Национальные проекты» (проект ТАСС), рассказал заместитель начальника Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра Сергей Дягилев.

Непосредственно методология расчета индекса качества транспортной инфраструктуры, заложенного в Комплексный план, пока не опубликована и проходит согласование в Росстате. «Основной целью, которая преследовалась при его разработке, было повышение точности значений и использование алгоритмов, а не проведение экспертной оценки», – пояснил Дягилев.

В частности, индекс будет являться комплексным показателем, учитывающим конкретные значения пропускной способности магистралей, повышение доступности транспортных услуг для населения и бизнеса, устранение инфраструктурных ограничений, говорит он.

Это, в том числе, реальные сроки транзита контейнеров в рамках международных транспортных коридоров, средняя коммерческая скорость товародвижения на железнодорожном транспорте, провозная способность магистралей и участков на подходах к портам, доля магистралей, работающих без перегрузки, прирост производственной складской мощности морских портов и транспортно-логистических центров, протяженность высокоскоростных магистралей, введенных в эксплуатацию, прирост пропускной способности внутренних водных путей.

Как отмечает Дягилев, фактически в индекс входят те же составляющие, которые используются при отборе проектов в состав КПМИ.

При этом стоит напомнить, что список проектов КПМИ окончательно не закрыт. Инициировать новые проекты могут федеральные и региональные власти, коммерческие структуры и даже общественные организации. Но всем им предстоит пройти отбор. Аналитический центр при правительстве РФ, Минтранс и Минэкономразвития разработали методику ранжирования проектов для включения в комплексный план. В ее основе — определение вклада предлагаемых проектов в достижение целей, установленных в майском указе президента РФ, при этом приоритетными для включения в план будут проекты, обеспеченные частными инвестициями за счет собственных или привлеченных средств компаний.

Но так как без оценки своих действий со стороны не обойтись, для определения того, насколько эффективна окажется инфраструктура в России на фоне других стран, выбран иной показатель. «Для сопоставления с мировым уровнем развития инфраструктуры в КПМИ предусмотрен еще один целевой показатель — место Российской Федерации в рейтинге стран по индексу эффективности грузовой логистики (Logistics Performance Index, LPI)», — отмечает Дягилев. Этот индекс готовит раз в два года Всемирный банк. И пока, по итогам 2018 года, Россия в этом рейтинге лишь на 75-м месте среди 160 стран. Но по итогам 2024 года надо оказаться уже на 50-м.

«Данный показатель оценивает обеспечение и организацию транспортных услуг, а также качество торгово-транспортной инфраструктуры, и определяется как средневзвешенное значение из следующих составляющих: эффективность пограничного и таможенного контроля, качество торговой и транспортной инфраструктуры, легкость организации поставок по конкурентоспособным ценам, компетентность и качество логистических услуг, возможность контроля и слежения за перевозками, надежность доставок», — поясняет Дягилев.

Таким образом, место в рейтинге определяется не столько самим наличием транспортной инфраструктуры, сколько эффективностью ее использования.