Целевой сценарий напишут на местах

11 апреля 2019 | Гудок

На страницах газеты «Гудок» опубликована статья заместителя руководителя Аналитического центра Михаила Прядильникова о Стратегии пространственного развития. Проекты, включённые в Стратегию пространственного развития РФ, могут получить дополнительное финансирование из федерального бюджета, отмечает издание.

Михаил Прядильников
Михаил Прядильников
Заместитель руководителя

Стратегия пространственного развития – это верхнеуровневый документ, который определяет приоритеты развития различных видов инфраструктур комплексно, во взаимосвязи друг с другом и применительно ко всей территории страны, пишет Прядильников. Он направлен на снятие инфраструктурных ограничений в социально-экономическом развитии территорий. И это не только транспортная инфраструктура, но также энергетическая и информационно-телекоммуникационная.

Отраслевые государственные программы Российской Федерации, которых у нас существует множество, часто рассматривают каждую сферу отдельно, не учитывая, как различные виды инфраструктур могут влиять и работать друг на друга, как может быть синхронизировано их развитие, а также взаимосвязь с развитием территорий, по которым они проходят. Таким образом, не всегда обеспечивается кумулятивный эффект. С принятием стратегии в соответствие с ней должны быть приведены и отраслевые программы.

В новом документе обозначены наиболее приоритетные для социально-экономического развития страны территории, в которых железнодорожная и транспортная инфраструктуры должны развиваться в первоочередном порядке в ближайшие шесть лет и на долгосрочную перспективу. К ним относятся зоны влияния городских агломераций разного масштаба, как крупных и крупнейших, так и относительно небольших. Фактически это транспортные проекты, которые должны обслужить территории, в которых проживает большая часть населения нашей страны, а также сосредоточена основная экономическая производственная активность. Поэтому нужна современная инфраструктура как пассажирских, так и грузовых перевозок, в том числе формирование терминально-логистических мощностей, развитие скоростных транспортных коммуникаций. 

Задачей является развитие коммуникаций между перспективными крупными центрами экономического роста.


Помимо высокоурбанизированных зон к точкам роста и приоритетного инфраструктурного обеспечения также отнесены ключевые минерально-сырьевые и агропромышленные центры. С другой стороны, стратегия предполагает развитие железнодорожной и транспортной инфраструктуры на геостратегических территориях России. Это проекты, которые должны обеспечить транспортную связность страны и доступность отдалённых и труднодоступных регионов, таких как Дальний Восток, Арктическая зона, Северный Кавказ, Крым.

Для проектов, включённых в стратегию, безусловно, есть возможность дополнительного финансирования. И здесь прежде всего нужно смотреть на подкрепляющий её документ – Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, который был принят немного раньше, в сентябре 2018 года, но разрабатывался параллельно со стратегией и является одним из механизмов её реализации. Комплексный план объединяет ключевые проекты развития транспортной (железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры) и энергетической. Фактически он является ещё одним национальным проектом, который был одобрен президентом и правительством в прошлом году.

В рамках его реализации сейчас готовятся и утверждаются перечни конкретных мероприятий и проектов, предусмотренных планом, а также обосновываются объёмы и система их финансирования. Прогнозные предельные объёмы финансирования транспортной части Комплексного плана на момент его утверждения с учётом дополнительной потребности составляли порядка 6,3 трлн руб. за счёт всех источников предоставления средств.

Предусмотрено два сценария пространственного развития – инерционный и приоритетный (целевой).

На мой взгляд, все шансы на реализацию имеет приоритетный сценарий. Однако это произойдёт при условии выстраивания эффективной системы реализации различных планов и конкретных мер, определённых в стратегии, и чётких механизмов финансирования приоритетных проектов. От этого очень многое зависит. Из-за отсутствия такой системы многие стратегические документы дискредитировали себя, превращая закреплённые в них приоритеты в наборы благопожеланий.

Это первоочередной фактор, который влияет на реализацию целевого сценария. Для этого должен быть принят план реализации стратегии и обеспечено исполнение проектов Комплексного плана, а также откорректированы действующие отраслевые и территориальные государственные программы как в части состава мероприятий, так и приоритетных направлений финансирования.

Другой фактор, влияющий на реализацию целевого сценария: достижение приоритетов должно быть поддержано системой конкретных действий со стороны регионов. Это вполне посильная задача, особенно учитывая, что стратегия прорабатывалась совместно с субъектами Федерации и многие из них заинтересованы в том, чтобы на условиях софинансирования совместно с Федерацией реализовать на своей территории амбициозные проекты развития, в том числе инфраструктурные.

В частности, стратегия предусматривает обеспечение синхронизации во времени и пространстве строительства или модернизации федеральной магистральной транспортной инфраструктуры с объектами транспортной инфраструктуры регионального и местного значения. Для этого субъекты должны утвердить собственные комплексные планы развития инфраструктуры регионального значения. Кроме того, необходима и координация с бизнесом как минимум с государственным участием. Так, обязательным является включение мероприятий Комплексного плана и комплексных планов развития инфраструктуры регионов в инвестиционные программы субъектов естественных монополий.

Стратегия, как и любой документ правительства, может быть откорректирована или актуализирована, в том числе в части целевых показателей, если объективно возникнет такая необходимость в силу изменяющихся внешних обстоятельств. Такое решение может быть принято непосредственно правительством по собственной инициативе либо по итогам рассмотрения предложения какого-либо федерального ведомства. Однако более гибко и оперативно реагировать на изменение ситуации возможно через корректировку непосредственно планов по реализации стратегии.

Источник: Гудок

Фото из открытых источников