Снижение объемов господдержки вряд ли существенно отразится на динамике авторынка

20 марта 2019 | Российская газета

«АЦ еще в конце 2017 года прогнозировал рост легкового сегмента в 2018 году на уровне 9-11 процентов, - сообщил «Российской газете» начальник управления отраслей экономики Аналитического центра Григорий Микрюков. - Высокие темпы роста авторынка в начале года были обусловлены эффектом низкой базы и реализацией отложенного спроса. Во второй половине прошедшего года на рост продаж легковых и легких коммерческих авто влияли ожидания повышения ставки НДС, рост ключевой ставки Банка России и колебания курса рубля. В совокупности они ускорили выход на рынок покупателей, планировавших приобрести автомобиль только в 2019 году».

Григорий Микрюков
Григорий Микрюков
Управление отраслей экономики

По мнению Микрюкова, снижение темпов роста продаж на рынке коммерческой автотехники также было ожидаемым, поскольку в 2017 году рынок резко вырос, перетянув часть спроса будущих периодов. Кроме того, на снижение оказали влияние повышение утилизационного сбора и колебания курса рубля.

Что касается года нынешнего, то по прогнозам Аналитического центра, продажи легковых автомобилей вырастут на 3-5 процентов, при этом по итогам I полугодия возможно незначительное сокращение объемов по сравнению с 2018-м. Наиболее вероятно, что объем продаж грузовых и легких коммерческих автомобилей сохранится на уровне прошлого года (0-2 процента) при условии отсутствия роста ключевой ставки Банка России и стабилизации уровня цен на дизтопливо.

А вот планируемое снижение объемов государственной поддержки по отдельным направлениям в 2019 году вряд ли существенно отразится на динамике авторынка, считает Григорий Микрюков. Большинство субсидий, связанных с поддержкой рабочих мест, развитием инновационных технологий в автопроме, будут сохранены. В легковом сегменте поддержка спроса, похоже, уже не требуется. Сокращение промышленных субсидий может ухудшить финансовые результаты некоторых автопроизводителей, так как размер их операционной прибыли пока не позволяет им быть финансово устойчивыми. Тем не менее компаниям отрасли необходимо повышать эффективность, чтобы перестать зависеть от господдержки, уверен эксперт АЦ.

Также Микрюков прогнозировал, что в сегменте крупногабаритных автобусов, рынок, вероятно, вернется к уровню 2017 года, сократившись до 11,5-12 тысяч единиц. Темпы производства замедлятся по сравнению с прошлым годом, однако, сокращение рынка в первую очередь должно отразиться на продажах иностранной техники.

«Спрос на новую технику на рынке автобусов будет зависеть в первую очередь от общей экономической ситуации и, в частности, финансового положения транспортных компаний. Дополнительная поддержка спроса, например через субсидии, в ряде случаев оправдана, но имеет и негативные последствия для рынка, - отметил он. - Как правило, стимулирование спроса происходит за счет смещения срока покупки или обновления на более ранний период. Таким образом, стимулируя продажи в текущем периоде, мы можем сократить их в будущем».

Кроме того, по словам эксперта, имеет место эффект «привыкания»: потребители начинают ждать программ поддержки, скидок, акций. Тем не менее в отдельных случаях целесообразно субсидировать обновление очень старого парка, но это должно быть экономически оправдано - улучшение качества общественного транспорта должно повысить его привлекательность и увеличить число пользователей.

Источник - Российская газета: Рынок вышел на плато, Двери закрываются

Фото из открытых источников