Государство подойдет к управлению пассажирскими перевозками системно

4 декабря 2018 | РЖД ТВ

Какие нормативные документы и подзаконные акты регламентируют стандарты перевозок в России? Почему нет общей системы оказания транспортных услуг? Как оценить объёмы финансирования разных видов перевозок – автомобильных, водных и воздушных? На эти и другие вопросы в студии РЖД-ТВ ответил эксперт Аналитического центра Юрий Елизарьев.

Юрий Елизарьев
Юрий Елизарьев
Управление госпрограмм и бюджетирования

Пассажиры оценивают железную дорогу на 4 с минусом, и это положительная динамика и в пригородных перевозках, и на дальнем следовании, сообщил Елизарьев. «Огромное количество изменений, которое сейчас происходит, ощущается и оценивается пассажирами, - считает он. - Государство задумалось о том, что управлять пассажирскими перевозками надо в системе всех видов транспорта. Тариф – это только вершина айсберга, точка соприкосновения транспортного спроса и транспортного предложения. Есть еще вопросы, связанные со стандартами транспортного обслуживания, транспортным планированием, которого у нас в стране до настоящего времени практически не было».

Лет 30 назад существовала организация, которая называлась Институт комплексных транспортных проблем, напомнил эксперт.  Этот институт был последним носителем комплексного развития транспорта. «Комплексный подход декларировался всегда, но реально это были программы по разным видам транспорта, объединенные под одной обложкой. Сейчас появился указ президента и соответствующие распоряжения правительства, и в них сделана попытка создать определенные реперные точки, - сказал Елизарьев. - Это амбициозные цели, которые показывают, в каком направлении мы идем. И, соответственно, эти точки во многом определяют необходимость именно комплексного развития».

Вопрос в реализации, уверен эксперт. «Вот, например, пассажирские перевозки. Госсовет и майские указы говорят о необходимости развития связей между регионами. В межрегиональных перевозках задействованы как минимум три вида транспорта, учитывая сезонность внутриводного и серьезные ограничения, связанные с содержанием водных путей. Интересная ситуация сейчас будет складываться для железнодорожников, которые мечтают о триллионах рублей. 20 млрд нужно для того, чтобы обеспечивать содержание внутренних водных путей в соответствии с нормативами. Это проблемы совершенно другого порядка», - рассказал он.

Работа над комплексным транспортным планированием началась 2-3 года назад, напомнил эксперт. В 2016 году Минтранс вместе с субъектами Российской Федерации разработал комплексный план транспортного обслуживания в рамках социально-экономического развития региона. Туда были включены автобусы, электрички и где-то внутренний водный транспорт. Была проведена оптимизация: где электричку выгодней заменить автобусом, а где наоборот целесообразно не загружать автодорогу и пустить электричку. «Все эти комплексные планы утверждены актом высшего органа исполнительной власти региона. И фактически это некий прообраз того, что мы пытаемся сейчас законодательно сделать, - подчеркнул Елизарьев. - Сейчас нужно завершить эту работу, должен быть статус официальный КПТО, на основании которого принимаются все решения, под это должны быть подстроены все бюджетные программы субъектов».

В Госдуму внесен проект закона «Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок». Документ определяет систему взаимоотношений между всеми участниками перевозок. По сути дела, это первая попытка играть честно и долговременно, считает Елизарьев. Закон должен обеспечить единый центр принятия решений, и это одна из первых новаций в плане регуляторики. Второй момент – сроки. Инвестиционный цикл на железнодорожном транспорте превышает 15 лет, потому что там другая система издержек и окупаемость. Закон подталкивает регионы, федеральный центр и перевозчика на заключение долгосрочных договоров, чтобы перевести логику регуляторики в логику инвестиционных циклов.

«Перевозки – это многомерная история, в которой нужно учитывать интересы и производителей подвижного состава, и финансовых групп, которые финансируют его обновление. Это серьезнейшая проблем для регионов. Если ее не решать, через 5-6 лет бездействия пригородные перевозки встанут. Инвестор, который развивает бизнес, связанный с пригородными перевозками, должен понимать, что будет через 15 лет. Он должен знать, что будет гарантированный заказ, понятная формула тарифа, индексации и так далее. Новый закон о регулярных ж/д перевозках отвечает задаче долгосрочного планирования», - заключил он.

Источник: РЖД-ТВ