КПМИ внесет колоссальный вклад в развитие экономики страны

30 ноября 2018 | Пульт управления

Транспортная отрасль в силу своих особенностей является обеспечивающей, и без наличия качественной транспортной инфраструктуры – железнодорожной, автомобильной, портовой и т.д. – невозможно развитие экономики страны, считает эксперт Аналитического центра Дмитрий Черненок.

Дмитрий Черненок
Дмитрий Черненок
Управление госпрограмм и бюджетирования

О развитии транспортной отрасли и роли Комплексного плана развития инфраструктуры он рассказал журналу «Пульт управления» (ИД «Гудок»). «Отрасль вносит заметный вклад в развитие страны и напрямую, и косвенно: на долю транспортного сектора в структуре ВВП по итогам 2017 года приходилось более 6,3%, и это без учёта строительства и обслуживания инфраструктуры», - отметил Черненок.

Кроме того, в последние годы идёт активная интеграция российской транспортной системы в различные торговые коридоры, например, коридор Европа – Западный Китай, внутри которого конкурируют морские и сухопутные маршруты перевозок. Переориентация российских сырьевых компаний на внешние рынки сбыта бросает вызовы национальной транспортной системе и ОАО «РЖД» в частности.

В майском указе президента подчёркивается значимость развития транспортной системы России, напомнил он. В рамках указа был сформирован Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, где особое внимание уделяется развитию железнодорожного транспорта.

Аналогичные цели в ближайшей перспективе будут стоять и перед ОАО «РЖД» в рамках реализации инвестиционной программы, которая является одной из составляющих Комплексного плана, считает эксперт. «Основные задачи для ОАО «РЖД» на перспективу до 2024 года определены четырьмя федеральными проектами в составе Комплексного плана: «Железнодорожный транспорт и транзит», «Коммуникации между центрами экономического роста», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» и «Транспортно-логистические центры», - отметил он.

Развитие коммуникаций между центрами экономического роста и формирование высокоскоростной сети позволят повысить мобильность населения страны и инвестиционную привлекательность агломерационных территорий в основном за счёт большего охвата населения в зоне двухчасовой транспортной доступности и расширения рынков труда, считает Черненок.

«В указе президента особо подчёркнута необходимость развития основных железнодорожных артерий страны – БАМа и Транссиба, которые являются фундаментом развития международного транспортного коридора «Запад – Восток». Их суммарная провозная способность к 2024 году должна составить не менее 182 млн тонн, что в 1,5 раза больше существующей», - сказал он.

Решение задач Комплексного плана в перспективе до 2024 года позволит сократить сроки транзитных железнодорожных контейнерных перевозок как по маршруту МТК «Запад – Восток», так и Европа – Западный Китай в основном за счёт роста скорости транзитного контейнеропотока до 1319 км/сут., а также повысить уровень транспортной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Также эксперт указал на то, что цели и задачи Комплексного плана увязаны с амбициозными планами грузоотправителей по наращиванию экспорта, а также ожидаемым ростом транзитных контейнерных перевозок. В этой связи среди первоочередных задач для ОАО «РЖД» на ближайшую перспективу видится необходимость расшивки узких мест, протяжённость которых составляет около 8,1 тыс. км, и развитие инфраструктуры в увязке с проектами смежных видов транспорта. В дополнение необходимо продолжать развитие цифровой среды на железнодорожном транспорте, что позволяет за счёт меньшего объёма инвестиций извлекать больше выгоды, повышая эффективность использования инфраструктуры, считает эксперт.

Реализация мероприятий Комплексного плана позволит внести колоссальный вклад в развитие экономики страны. Например, только реализация проектов модернизации БАМа и Транссиба и строительства сети ВСМ генерирует значительный объём вклада в ВВП страны за счёт как прямых, так и косвенных эффектов.

«Прямые эффекты от реализации проектов создаются за счёт прироста грузо- и пассажиропотоков, экономии времени в пути и высокой капиталоёмкости на период строительства, – сказал Черненок. – По итогам реализации проектов дополнительный вклад вносят и эффекты расширения агломераций, роста транспортной доступности, расширение рынков сбыта и конкурентоспособности отечественной продукции за счёт сокращения стоимостных и временных затрат. Это позволяет создать благоприятную среду для повышения инвестиционной привлекательности регионов и страны в целом».

Источник: Пульт управления