География рынков меняется в сторону Азии

30 мая 2018 | Гудок

С учётом того, что санкции в отношении России налагаются со стороны США и Европейского союза, следовало бы ожидать, что именно в этих направлениях объёмы и доли российского экспорта в последние годы сократились. Однако данные внешнеторговой статистики демонстрируют, что это не совсем так.

Ксения Cухорукова
Ксения Cухорукова
Управление по внешнеэкономической деятельности

О том, как поменялись тенденции и направления российского экспорта, корреспонденту «Гудка» рассказала начальник Управления по внешнеэкономической деятельности Аналитического центра Ксения Сухорукова.

По данным ФТС России, с 2013 по 2017 год объёмы российского экспорта в страны ЕС сократились с 283,2 до 159,6 млрд долларов США. В общем объёме экспорта эта доля упала с 53,8 до 44,7%. Также снизились объёмы экспорта в США – с 11,2 до 10,7 млрд долларов, однако динамика была противоположной, она выросла с 2,1 до 3%. За январь – март 2018 года доли стран ЕС и США в общем объёме экспорта России оцениваются на уровне 48,2% и 2,6% соответственно, отметила Сухорукова.

«Российские поставщики стараются переключаться с европейских стран на страны Азиатского региона. Вместе с тем отдельные страны Европы сохраняют первые строки рейтинга по объёмам потребления российской продукции», - продолжила эксперт. По ее мнению, нельзя утверждать, что санкции привели к полному разрыву торговых отношений нашей страны с зарубежными партнёрами, их общее число не снижается. «В 2013 году ключевыми из них были Нидерланды, Италия, Германия, Китай, Турция, Украина. В 2017 году по экспорту позиции сохранили Китай (38,9 млрд долларов США, или 10,9%), Нидерланды (35,6 млрд, или 10%), Германия (25,7 млрд, или 7,2%), Белоруссия (18,4 млрд) и Турция (18,2 млрд)», - рассказала Сухорукова.

Эксперт видит несколько возможностей для развития российского экспорта. Одна из них – снижение нетарифных барьеров входа на зарубежные рынки для российских поставщиков. «Многие рынки несырьевой неэнергетической продукции, в частности продовольственной и растительной продукции, для нас были закрыты из-за фитосанитарных или ветеринарных ограничений. Они снимаются в рамках межгосударственных переговоров. Прорывом в 2017 году стало открытие для российских поставщиков из 49 регионов, включая Белгородскую, Брянскую, Воронежскую, Московскую области, Башкортостан и Татарстан, китайского рынка парнокопытных животных и продукции из них. Эти территории были признаны свободными от ящура без вакцинации», - пояснила она, назвав китайский рынок «привлекательным» для российских экспортёров с точки зрения его объёмов.

Вторым механизмом эксперт считает развитие новых сфер экспорта услуг. «Речь идёт в том числе о туристических, медицинских, образовательных, транспортных услугах и в сфере IT. Они довольно привлекательны для иностранных потребителей по ряду причин. Во-первых, за счёт более низкой сравнительной стоимости из-за девальвации рубля. Во-вторых, ценным является высокий профессионализм и уникальные технологии, к примеру, в сфере медицины. По планам правительства, к 2024 году ежегодный объём российского экспорта услуг должен вырасти до $100 млрд», - рассказала она.

Источник: Гудок