За 2011-2017 годы российские компании провели большую работу по модернизации НПЗ

12 апреля 2018 | Российская газета

«За последние годы российской нефтепереработке удалось добиться значительных успехов. Во-первых, удалось перевести внутренний рынок на полное обеспечение собственным бензином и дизельным топливом пятого экологического класса. Для сравнения: в 2011 году доля топлива пятого класса в структуре потребления автобензинов составляла всего два процента, дизеля - 17%. Во-вторых, удалось повысить глубину переработки. Так, если в 2011 и году она в среднем составляла 70,6%, то в 2017 году, по предварительным данным Росстата, - уже 81%. Минэнерго давало более высокую оценку - 81,3%», - рассказала начальник Управления по ТЭК Аналитического центра Виктория Гимади корреспонденту «Российской газеты».

Виктория Гимади
Виктория Гимади
Управление по ТЭК

По мнению эксперта, позитивные результаты обусловлены как раз происходящей в отрасли модернизацией. За семь лет в отрасль было вложено более 2,1 триллиона рублей (в ценах 2011 года). Для этого были подписаны четырехсторонние соглашения между компаниями, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом. Также в 2011 году (и несколько раз после) корректировалось таможенно-тарифное регулирование, что было нацелено, в первую очередь, на повышение глубины переработки, отметила аналитик.

Глубина переработки нефти в разных странах отличается, уточнила Гимади. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в США уже в 2015 году она превышала 97%, в Канаде была близка к 95%, в Великобритании и Германии - около 92%, в Италии - около 90%. «Это те показатели, на которые можно ориентироваться», - считает эксперт. В проекте Энергетической стратегии на период до 2035 года (подготовлена Минэнерго РФ) цели по глубине переработке нефти заданы на сопоставимом уровне: 90-91% к 2021-2035 годам.

Гимади отметила, что за 2011-2017 годы российские компании провели большую работу по модернизации НПЗ, но они все равно отстают от планов. На текущий момент модернизировано 78 установок, осталось еще 49. «К основным проблемам и ограничениям можно отнести ухудшение макроэкономических условий (в первую очередь, снижение цен на нефть) и условий по привлечению внешнего финансирования по сравнению с существующими ранее, - рассказала эксперт. - Также на изменения условий проектов повлияли корректировки параметров «налоговых маневров» в нефтяной отрасли».

Напомним, что на днях в Аналитическом центре состоялся круглый стол «Нужны ли новые стимулы для модернизации НПЗ в России?».

Источник: Российская газета