Инициатива по упразднению закона о естественных монополиях тесно связана с новой тарифной политикой

3 апреля 2018 | Российская газета

Тема тарифной политики в ТЭК стала центральной в новом выпуске энергетического бюллетеня, подготовленного экспертами Аналитического центра.

Александр Курдин
Александр Курдин
Управление по ТЭК

Замглавы ФАС Сергей Пузыревский на минувшей неделе заявил следующее: «Другой нашей законодательной инициативой является упразднение Закона о естественных монополиях. На наш взгляд, Закон препятствует переходу от естественно-монопольного состояния в состояние конкуренции. Закон о естественных монополиях выполнил свою историческую миссию. Сейчас он выполняет только две функции: в нем содержится определение естественной монополии и перечислены сферы, которые относятся к такому состоянию».

«Инициатива по упразднению закона о естественных монополиях тесно связана с новой тарифной политикой: ФАС стремится более гибко подходить к регулируемым отраслям и избавиться от избыточных законодательных препятствий, - пояснил корреспонденту «Российской газеты» эксперт Аналитического центра Александр Курдин. - Историческая миссия закона о естественных монополиях состояла в том, что в рамках рыночной трансформации экономики существовали риски попасть в зоны т.н. «провалов рынка», поскольку не было опыта их преодоления. Необходимо было разделить секторы сохранения регулирования и секторы перехода к свободному рынку хотя бы в первом приближении, что и было сделано». Сейчас уже есть достаточно развитый опыт регулирования, есть действенные инструменты защиты конкуренции, поэтому требуются более гибкие подходы, нежели сохранение такого «водораздела», полагает эксперт.

Одним из возможных примеров изменения подхода Курдин назвал транспортировку нефтепродуктов по трубопроводам. «Эта отрасль вполне соответствует классическому определению естественной монополии и в законе так определена, но на практике существует конкуренция с другим способом транспортировки – железной дорогой, которая тоже попадает под действие закона о ЕМ, - продолжил Курдин. - Везде ли они взаимозаменяемы - отдельный вопрос, но в целом конкуренция существует, и необходимость ценового регулирования в этом контексте может быть поставлена под вопрос, поскольку оно способно искажать условия для конкуренции».

Говоря о векторах новой тарифной политики, эксперты упоминают привлечение советов потребителей с формализованными полномочиями к тарифному регулированию. «Здесь речь идет обо всех потребителях, в том числе о населении, - пояснил Курдин. - Один из вызовов, стоящих перед сегодняшней системой тарифообразования, состоит именно в том, чтобы создать действенный механизм участия в механизмах тарифного регулирования широкого круга потребителей при государственной поддержке, а не ограничиваться привлечением отдельных кругов бизнеса».