Бюджет – далеко не единственный источник финансирования развития регионов

22 февраля 2018 | РБК ТВ

«Причины образования долга в регионах абсолютно разные. Это могут быть займы на развитие инфраструктуры, кредиты на «латание дыр» или выплату зарплат врачам и учителям», - рассказал эксперт Аналитического центра Антон Cтешенко в прямом эфире РБК-ТВ.

Антон Стешенко
Антон Стешенко
Управление стратегического развития, государственного управления и региональной политики

Размер госдолга нужно держать на приемлемом уровне по отношению к доходам бюджета, и проблемы могут начаться, если он превысит половину доходов региона. «Как правило, в таких регионах очень медленно растет доходная база, поэтому им нужно разработать комплекс мер, который бы стимулировал экономическую активность для расширения налогооблагаемой базы», - считает эксперт. Также очень важно повышать инвестиционную активность.

Аналитик считает, что регионам с большим госдолгом нужно проводить комплексную политику: повышать эффективность бюджетных расходов, проводить регулярный мониторинг налоговых льгот, оценивать эффективность предоставления налоговых льгот, вести работу по легализации теневого сектора, повышать эффективность администрирования доходов и расходов бюджета.

Что касается политики выравнивания стандартов, то она постепенно проводится, отметил Стешенко. При этом ввести единые стандарты качества в масштабах нашей страны, скорее всего, не получится. Но к этому надо стремиться, уверен эксперт.

«Сегодня мы говорим о параметрах бюджетной системы регионов, но бюджет – это далеко не единственный источник финансирования их развития. Инвесторы и бизнесмены не меньше, чем государство, заинтересованы в развитии инфраструктуры. И те меры, которые сейчас разрабатываются – инфраструктурная ипотека, привлечение внебюджетных источников для строительства объектов, как раз и могут стать основным драйвером роста и источником финансирования инвестиционных проектов, - рассказал Стешенко. - При этом регионам нужно более активно использовать те программы, которые есть на федеральном уровне. Например, Фонд развития промышленности финансирует займы для субъектов малого и среднего предпринимательства, но такие фонды созданы менее чем в половине регионов». Выигрывают те регионы, которые работают опережающими темпами, и уже на ранних стадиях разработки федеральных программ предлагают себя в качестве пилотного региона для апробации новых инструментов, отметил эксперт.

Одним из позитивных примеров динамичного развития и проведения комплексных реформ в государственной сфере Стешенко назвал Ленинградскую область.

Источник: РБК-ТВ