Европа и Китай вносят значительный вклад в рост контейнерных перевозок по России

29 января 2018 | Гудок

В 2017 году контейнерные перевозки на российских железных дорогах выросли на 18,9%, до 3,9 млн контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (TEU). Главными факторами нынешнего роста эксперты называют благоприятную экономическую ситуацию и решения ОАО «РЖД», пишет издание «Гудок».

Дмитрий Черненок
Дмитрий Черненок
Управление госпрограмм и бюджетирования

Эксперт Аналитического центра Дмитрий Черненок, обращая внимание на рекордный прирост транзита, отметил значительное расширение объёмов торговли между европейскими странами и Китаем. «При этом важно отметить, что по итогам 2017 года сухопутный маршрут по направлению Китай - Европа достиг реперных точек эффективности по сравнению с морской перевозкой: как с точки зрения сроков доставки, так и с точки зрения стоимости», – рассказал эксперт корреспонденту газеты «Гудок».

По словам аналитика, тариф на перевозку контейнеров в транзитном сообщении через территорию России, Белоруссии и Казахстана гармонизирован, что делает его более предсказуемым. При этом в течение года он практически не изменяется, что нельзя сказать о ставках на морские контейнерные перевозки. «Значение фрахтового индекса SCFI в начале 2017 года на направлениях Шанхай-Северная Европа превышало 1100 долларов за 20-ти футовый контейнер, что было выше сухопутного на 10-15%. И даже несмотря на значительное снижение стоимости морской перевозки ко второй декаде ноября 2017 года (до 690 долларов за 20-ти футовый контейнер) – объемы перевозок железнодорожным транспортом в ноябре-декабре не показали отрицательных показателей роста по отношению к аналогичному периоду 2016 года», - сообщил Черненок.

Эксперт отметил, что в структуре внутрироссийских и экспортных перевозок по-прежнему превалируют товары с низким уровнем передела (полуфабрикаты), что в целом коррелирует с тенденциями прошлых лет, когда основной рост контейнерных перевозок основывался на объемах перевозки лесных грузов, химикатов и химической продукции, бумаги, метизов и т.д. Укрепление российской валюты и рост международных цен на вышеперечисленную продукцию позволили нарастить объем экспорта.

Свой вклад в рост контейнерных перевозок внес дефицит вагонного парка на сети РЖД: часть грузоотправителей, в основном это сельскохозяйственные и металлургические предприятия, перешли на перевозки в контейнерах. Пока, по мнению специалиста, это носит лишь исключительный характер.

На фоне вышеперечисленных факторов роста контейнерных перевозок влияние эксперимента ЦФТО по отмене подачи и согласования заявки на перевозку грузов формы ГУ-12 грузоотправителем начала восприниматься как данность, считает эксперт. «Безусловно, это позволило сократить волатильность согласования контейнерной перевозки, однако необходимо продолжение работ по улучшению сервиса таких перевозок, в первую очередь со стороны «нетарифных» барьеров: таможенных, фитосанитарных и технологических ограничений», - заключил Черненок.

Фото: из открытых источников