Для реализации госпрограмм регионы активно используют проектный подход

15 января 2018 | Бюджет

Регионы активнее федерального центра внедряют проектное управление. «Если на федеральном уровне проекты только начали интегрировать в госпрограммы, то ряд регионов уже несколько лет используют эту практику в своей деятельности, и у них есть чему поучиться», - рассказала эксперт Аналитического центра Татьяна Горовая журналу «Бюджет».

Татьяна Горовая
Татьяна Горовая
Управление госпрограмм и бюджетирования

По словам эксперта, активная работа по внедрению проектного управления в органах госвласти началась с выхода постановления Правительства РФ от 15 октября 2016 года № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», а также с разработки и старта реализации приоритетных проектов. С самого начала встал вопрос о необходимости взаимосвязи приоритетных проектов и государственных программ.

Госпрограммы теперь делятся на две части: проектную и процессную, которая, в свою очередь, состоит из ведомственных целевых программ, рассказала Горовая. И если на федеральном уровне проекты только начали интегрировать в госпрограммы, 27 субъектов РФ либо включают проекты в госпрограммы в качестве структурных элементов (подпрограммы, основные мероприятия, мероприятия), либо аналитически указывают, что соответствующие проекты реализуются и финансируются в рамках госпрограмм.

Горовая считает, что последующее принятие постановления № 1242 — это большой шаг к тому, чтобы госпрограмма стала реальным механизмом государственного управления. Постановлением уточнены требования к целям госпрограммы (теперь их будет не более пяти, все они будут конкретными и позволят сфокусироваться на их достижении). Введено требование о необходимости ранжирования проектов и ведомственных целевых программ, в результате чего будут выбраны действительно эффективные инструменты реализации, и иные требования, направленные на повышение гибкости управления госпрограммами. Но, к сожалению, положения данного постановления в полной мере не решают ряд существенных вопросов, например, внедрения упрощенного порядка согласования пилотных программ, увязки региональных госпрограмм с федеральными, расширения полномочий ответственных исполнителей и т.д., констатировала эксперт.

Решение данных вопросов прорабатывается на федеральном уровне, отметила Горовая. В противном случае может возникнуть риск, что и новый формат госпрограмм приведет к формальному документу, который федеральные органы исполнительной власти должны будут сделать лишь для галочки и возвращаться к нему при необходимости формирования такого же формального отчета.

Тем временем регионы активно применяют принципы и методы проектного управления при реализации госпрограмм. Горовая привела журналу «Бюджет» конкретные примеры такой работы. Например, интересен опыт Московской области, которая использует особый метод планирования и мониторинга реализации мероприятий госпрограммы -  формирует дорожную карту по выполнению всех основных мероприятий, то есть для каждого основного мероприятия прописывается практически пошаговая инструкция, что и как необходимо сделать. Безусловно, это повышает прозрачность и качество как планирования, так и реализации мероприятий госпрограммы.

В Магаданской области стоит отметить многоступенчатую структуру госпрограммы, считает Горовая. В рамках основного мероприятия выделяются еще подмероприятия и контрольные события. В Белгородской области, которая входит в число передовиков внедрения проектного управления, одним из критериев эффективности реализации госпрограмм является критерий реализации проектов.

Источник: журнал «Бюджет»

Фото: из открытых источников