Параллельный импорт нужно легализовать поэтапно

11 января 2018 | Ведомости

Параллельный импорт нужно легализовать, но поэтапно, считает заместитель руководителя Аналитического центра Татьяна Радченко. «Нужно отобрать несколько товаров и посмотреть на эффект», - подчеркнула она в беседе с журналистом «Ведомостей».

Татьяна Радченко
Татьяна Радченко
Заместитель руководителя

Такими первоочередными товарными категориями, по мнению эксперта, могли бы стать «одежда, обувь, сумки и головные уборы», «аксессуары», «печатная и полиграфическая продукция», «бумажная продукция», «текстильные материалы и текстильные изделия», «оптические инструменты и аппараты» и «фото- и кинотовары». Это товары массового спроса, и пилотирование позволит выявить ценовые эффекты, а именно посмотреть, как себя будут вести розничные и оптовые цены. В этих товарных категориях не столь велик объем инвестиций иностранных правообладателей на территории России, а значит  риски негативного влияния на окупаемость проектов снижаются. К тому же, считает эксперт, необходимо отбирать товарные категории с большой долей «защищаемого» импорта в общем объеме импорта. Фактически речь должна идти о импортозависимых рынках.

«Но есть риск снижения стимулов инвестировать в развитие брендов, а также роста теневого сектора, - добавляет Радченко. - Например, легализация параллельного импорта на фармацевтических рынках ЕС оказалась удачной, а опыт Израиля – нет».

Пока же иностранные инвесторы активно защищают свои позиции: по оценкам Аналитического центра, за 2014–2015 гг. в Россию было импортировано продукции под защищенными брендами на 64 млрд долларов США, экспортировано – на 3,2 млрд долларов США. В стоимостном выражении доля защищенного импорта превысила 13%, а экспорта – лишь 0,4%.

Последние исследования, проведенные Аналитическим центром, показали, что инвестиционные решения в России совершенно не связаны с тем, легализован ли параллельный импорт или нет. До 2002 года в России действовал международный режим исчерпания прав собственности на товарные знаки. Анализ объемов инвестиций показал, что наибольшая доля инвестиций со стороны компаний-правообладателей в общем объеме инвестиций в небанковский сектор приходится на период до введения национального режима исчерпания прав на товарные знаки (т. е. до 2003 года). В период с 1999 по 2002 год доля инвестиций правообладателей в производство в последующем «защищаемых» брендов составила не менее 5,1% в общем объеме инвестиций за данный период. Доля инвестиций правообладателей в производство «защищаемой» продукции в период с 2003 года по 2016 год согласно проведенной оценке находится на уровне 3,5% от всего объема инвестиций. Таким образом, инвестиционное поведение компаний-правообладателей в большей степени объясняется улучшением общей экономической ситуации в России, ростом доходов населения, формированием массового спроса на продукцию, а также девальвацией рубля и относительным снижением издержек производства на территории России, нежели действующим режимом исчерпания.

Источник: Ведомости

Фото с сайта vedomosti.ru