Для повсеместного перехода на газовое топливо не хватает инфраструктуры

10 января 2018 | Российская газета

Практически все топливо (99%), которое в России потребляет автотранспорт, - это бензин и дизель. Цифра не меняется несколько десятилетий, однако в последние годы государство активно стимулирует переход коммерческого и общественного транспорта на газ. В Аналитическом центре подсчитали, что переоборудование бензинового легкового такси окупится менее чем за полгода, а в условиях более низкой стоимости газа появится возможность сдержать рост тарифов на проезд.

Александр Амирагян
Александр Амирагян
Управление по ТЭК

«В настоящее время в России СУГ и КПГ (сжиженные углеводородные газы и компримированный природный газ) в 2-3 раза дешевле бензина и дизеля при сопоставимом пробеге на единицу топлива», - указывают эксперты в ежемесячном энергобюллетене. По их оценкам, за счет этого срок окупаемости переоборудования коммерческой «легковушки» на использование газа составляет всего 3,5-4,5 месяца (стоимость оборудования - около 30 тысяч рублей для СУГ и 60 тысяч - для КПГ). В случае с городским такси срок окупаемости чуть выше – до 5 месяцев при условии годового пробега автомобиля 70 тысяч километров. Но есть несколько минусов: сокращение места в машине при установке баллонов, меньший пробег на одной заправке и ряд ограничений по эксплуатации в холодное время (касательно СУГ), пояснил эксперт Аналитического центра Александр Амирагян.

Столь высокая экономическая эффективность автомобилей на газовом топливе является большим стимулом для перевода общественного транспорта и легких коммерческих автомобилей (используемых для регулярных грузоперевозок) на газ. Отчасти это уже произошло: в ряде регионов население и предприниматели перешли на газовое топливо, преимущественно на СУГ, ввиду наличия развитой заправочной инфраструктуры, говорится в бюллетене. При этом, как ни парадоксально, основной сдерживающий фактор повсеместного перехода на газовое топливо – низкая плотность газовых заправочных станций или их отсутствие в ряде других регионов, заметил Александр Амирагян.

Все же переход, например, маршрутных такси на КПГ может значительно снизить затраты на топливо, что является одной из основных статей их расходов. «В этом случае можно ожидать снижения тарифов, особенно в регионах, где в настоящее время преобладают маршрутные такси на бензине», - говорит эксперт. В то же время есть риск, что в результате существенного роста потребления СУГ и КПГ цены на них будут расти быстрее, чем цены на бензин и дизельное топливо, что может постепенно снижать их главное конкурентное преимущество.

По подсчетам экспертов, самым выгодным вариантом в теории мог бы стать переход на такси с электрическим двигателем при приемлемых ценах, однако экономически до сих пор это крайне убыточно и неудобно, несмотря на ускоряющееся развитие зарядной инфраструктуры. Так, бюджетных моделей электромобилей на российском рынке нет, констатируют эксперты. Однако с учетом существующих цен на автомобили с двигателем внутреннего сгорания, а также возможной экономии на топливе можно рассчитать срок окупаемости покупки электромобиля по сравнению с бензиновым аналогом.

Источник: Российская газета

Фото: из открытых источников