Снижение потребления крепкого алкоголя может свидетельствовать об уходе в теневой рынок

21 ноября 2017 | Известия

В России продолжается сокращение продаж алкогольных напитков. Эксперт Аналитического центра Елена Разумова рассказала «Известиям», что продажи крепкого алкоголя могут снижаться из-за роста акциза в 2017 году и, как следствие, минимальных розничных и потребительских цен.

Елена Разумова
Елена Разумова
Департамент экспертно-аналитических работ

По словам эксперта, в 2016 году на среднюю заработную плату по минимальной розничной цене в месяц можно было приобрести 98 бутылок водки емкостью 1 л. «А к сентябрю 2017 года, после того как акциз и МРЦ выросли, уже только 92 бутылки емкостью 1 л. При этом спрос на водку может смещаться в сегмент крепленых вин, пива, вермутов», - сказала Разумова.

По подсчетам экспертов Аналитического центра, в 2010 году на ежемесячную зарплату можно было купить 117,7 литровых бутылок водки, в 2012-м - 122,2, а уже в 2013 году - 87,6. В сегменте вин происходит то же самое - при снижении реализации столовых и шампанских вин в январе-сентябре 2017 года продажи винных напитков и более дешевых плодовых вин выросли на 5 и 50% соответственно, отметила специалист.

«У происходящего также могут быть другие причины. Например, снижение потребления крепкого алкоголя может свидетельствовать об уходе в теневой рынок. А также смена поколений - молодое поколение курит не сигареты, а испарители, а вместо водки пьет сидры», - предположила Разумова.

Аналитик также отметила, что может играть роль и чисто технический фактор, связанный с изменением порядка сбора данных по обороту алкоголя. «До 1 января 2017 года источником информации об объемах розничных продаж были данные Росстата, который формировал их на основе отчетов розничных продавцов по своим формам. С 2017 года данные поступают из ЕГАИС, в которой не полностью были отражены данные о продаже алкоголя в сельской местности в первом полугодии этого года», - резюмировала Разумова.

Источник: Известия

Фото: из открытых источников