Проблема недофинансирования образования действительно существует

2 октября 2017 | Вести образования

Развитые страны нацелены на стабилизацию госрасходов в сфере образования и связывают их с повышением эффективности использования, а развивающиеся страны свою политику ориентируют только на рост расходов. О том, как ситуация складывается в России, изданию «Вести образования» рассказала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева.

Инна Каракчиева
Инна Каракчиева
Управление социальной политики

В чем, по-вашему мнению, главная опасность недофинансирования системы образования?

И.К.: Опасность недофинансирования образования связана с ростом рисков.  Недофинансирование напоминает историю про кашу из топора. Самый главный риск – это риск невыполнения взятых на себя обязательств. Второй риск – повышение уровня социальной напряженности и третий риск связан с износом образовательной инфраструктуры.

Проблема недофинансирования образования действительно существует. Однако сравнение стран только по уровню расходов на образование не показывает реальной картины, так как не учитывается структура и специфика финансовой системы образования.

Это явление можно объяснить рядом причин. Одна из них связана с тем, что расходы на образование в ВВП не показывают их распределение по различным социальным группам внутри государства и не могут служить основой для оценки доступности образования для разных слоев населения. При сравнениях важно указывать и долю госфинансирования в той или иной стране и пр. Все зависит от призмы рассматриваемого вопроса. Так, за последние 3 года наблюдается скачок темпов роста госрасходов по исполнению конституционных гарантий в сфере образования (закрепленных Конституцией Российской Федерации). «Образовательные расходы» государства на 1 жителя страны за последние 3 года возросли в 7,7 раза. В расходах федерального бюджета обязательства по финансированию сферы образования продолжают занимать 2 место среди других социальных расходов. Скорее, в этой ситуации важно говорить о движении выделяемых финансовых потоков, источниках формирования и основных направлениях использования этого валового внутреннего продукта. Поэтому решение проблемы недофинансирования напрямую связано с совершенствованием таких распределительных механизмов, как бюджетная система и финансовый рынок. И в рамках имеющихся средств наиболее важен анализ эффективности расходования уже выделенных ресурсов.

Согласны ли Вы, что дополнительные средства следует направлять не в Резервный фонд, а непосредственно в сферу образования?

И.К.: Получение дополнительных средств всегда приятно и ожидаемо. Но вопрос в том, на что мы хотим направить эти средства, какова финансовая стратегия системы образования. К сожалению, приходится констатировать, что данной стратегии нет. Несмотря на то, что есть приоритетные проекты, госпрограмма Развития образования и пр. И вливание очередной порции госсредств не принесет ожидаемых результатов. Возможным выходом в сложившейся ситуации может стать развитие фонда поддержки образования. Привлечение дополнительных средств может быть связано и с развитием финансового рынка образования.

Есть ли связь между увеличением объема финансирования образовательной сферы и повышением качества образования?

И.К.: Прямой корреляции нет, и этому посвящено множество работ зарубежных и отечественных авторов. Результаты образования во многом зависят от качества работы всех участников системы.

Источник: Вести образования