Полная приватизация добывающих активов в нефтегазовой отрасли - исключение из правил

5 июля 2017 | Российская газета

Приватизация национальных нефтяных компаний в ближайшем будущем сделает конкуренцию между нефтекомпаниями более сложной и интенсивной и одновременно снизит возможность манипулирования ННК в политических целях. Такой исход от распродажи госактивов в разных частях света ожидают эксперты Аналитического центра. В июньском выпуске энергобюллетеня аналитики отмечают, что приватизация также затронула Азию и Латинскую Америку, при этом новые ННК государства создают не в добывающем, а в перерабатывающем и сбытовом сегментах.

Ирина Поминова
Ирина Поминова
Управление по ТЭК

«Когда компанию контролирует частный капитал, основной целью бизнеса является максимизация прибыли. Акции должны приносить доход, иначе их держатели, особенно миноритарии, начнут от них избавляться в поисках более выгодных вложений, что негативно отразится на капитализации компании», - прокомментировала данную ситуацию эксперт Аналитического центра Ирина Поминова корреспонденту «Российской газеты».

У компании, которую контролирует государство, могут быть и иные, в том числе социальные цели, но при этом и государственная поддержка, считает специалист. «Государственные корпорации в этом плане представляют собой промежуточную модель. В частности, в России у них есть возможность обосновать выплату дивидендов в меньшем размере, чем предполагает государство (как основной собственник), если это связано с финансовой устойчивостью, развитием и так далее. При этом у государства как регулятора есть и другие возможности повышения поступлений от нефтегазовой отрасли - прежде всего налоговая политика», - сказала Поминова.

В нефтегазовой отрасли, как показывает мировой опыт, полная приватизация добывающих активов с потерей контроля пока скорее является исключением из правил (англосаксонская модель), так как здесь присутствует стратегический интерес, отмечает эксперт. Но государство как акционер в общем случае может прибегнуть к продаже акций (приватизации), если компания не приносит ожидаемой прибыли.

Частичная приватизация (при сохранении государственного контроля), вероятно, не окажет заметного влияния на дивидендную политику нефтяных компаний, считает Поминова. Такую приватизацию и увеличение дивидендов государственных корпораций можно рассматривать как параллельные процессы, направленные на повышение поступлений в государственный бюджет в непростой экономической ситуации, поясняет эксперт.

«Теоретически IPO Saudi Aramco способно оказать определенный негативный эффект на размещение акций российских нефтяных компаний (при их совпадении во времени), увеличивая конкуренцию за потенциальных инвесторов, и здесь дивидендная политика может играть роль, но далеко не решающую. Так что связывать изменения в выплатах дивидендов нефтяными компаниями в России с приватизаций Saudi Aramco не стоит», - резюмировала Поминова.

Читайте также:

05.07.2017 - Развитие микрогенерации на ВИЭ зависит от уровня цен на электроэнергию

Фото: из открытых источников