Пассажиров интересуют скорость и цена поездки

13 июня 2017 | Гудок

«Спрос на путешествия на поездах «Аллегро» служит примером для развития международных пассажирских перевозок», - заявил эксперт Аналитического центра Алексей Сафронов в интервью газете «Гудок».

Алексей Сафронов
Алексей Сафронов
Управление госпрограмм и бюджетирования

«Говоря о перевозках пассажиров железнодорожным транспортом в международном сообщении, необходимо разделять их общий объем на две категории: перевозки со странами дальнего зарубежья и перевозки со странами СНГ и Балтии. Такое разделение важно потому, что динамика этих двух категорий существенно отличается», - рассказал эксперт.

Для начала, пассажиропоток со странами дальнего зарубежья на порядок меньше, пояснил специалист. Это вполне объяснимо, так как при расстоянии поездки свыше 1000 километров безусловным лидером среди выбираемых пассажиром видов транспорта становится самолет. Сейчас ниша поездов дальнего следования – поездки на 500-1000 километров.

«Перевозки в сообщении со странами дальнего зарубежья плавно росли до 2013 года, снижались в 2014-2015 годах, и в 2016 году возобновили рост. По итогам 2016 года было перевезено 641 тыс. человек, что несколько ниже уровня 2014 года, но в целом сопоставимо с ним», - сообщил Сафронов. По его мнению, падение перевозок было связано, конечно, не с тем, что ОАО «ФПК» стала хуже работать, а с обострением внешнеполитической ситуации с Украиной.

«Внутри СНГ это проявилось еще более резко. Перевозки в сообщении со странами СНГ и Балтии с 2010 по 2013 год плавно снижались, число отправленных пассажиров сократилось с 2010 по 2013 год с 19,5 до 18,3 млн человек, а затем наступил обвал. В 2014 году было перевезено всего 10 млн, в 2015 - меньше 7 млн. Статистику по СНГ по итогам 2016 года ОАО «ФПК» не публикует», - резюмировал эксперт.

Поэтому говоря о том, как повысить объемы международных пассажирских железнодорожных перевозок, надо четко понимать, что решить многие проблемы ОАО «ФПК» бессильно, полагает Сафронов.

Помимо политических конфликтов, свой вклад в падение пассажиропотока внесло падение курса рубля и реальных доходов населения, отметил специалист. Никуда не делись и адмбарьеры. Железнодорожный транзит через Россию пока развивается в основном в виде туристических поездок по Транссибу с осмотром попутных достопримечательностей, и среди основных препятствий для его роста на прошедшем в апреле «Пассажирском форуме» отмечалась весьма мучительная и затратная процедура получения российской визы. Все эти факторы находятся вне сферы ответственности ОАО «ФПК».

«Вместе с тем, если смотреть на динамику перевозок пассажиров поездами «Аллегро», которые курсируют между Санкт-Петербургом и Хельсинки, то становится ясно, что руки опускать рано. Нетрудно заметить, что перевозки «Аллегро» сопоставимы по объему со всеми перевозками в страны дальнего зарубежья. Связано это не только с тем, что в Финляндии такая же ширина колеи, и поезду не нужно «переобуваться», теряя время, но и с усилиями ОАО «РЖД» по развитию «своего» международного поезда», - рассказал эксперт.

Также Сафронов отметил, что пассажиров интересуют скорость и цена поездки, но всех по-разному. Необходимо четче сегментировать направления перевозок, и на тех направлениях, где пассажиры более платежеспособны (сообщение с Западной Европой и Китаем), сосредотачивать усилия на сокращении времени в пути и повышении качества сервиса, а в сообщении со странами СНГ проводить более гибкую тарифную политику. Успех скоростных поездов показывает, что многие пассажиры готовы платить больше за скорость и высокое качество подвижного состава.

Подробнее - в газете «Гудок»

Фото: из открытых источников