Российский рынок характеризуется высоким социальным неравенством

18 мая 2017 | Независимая газета

Структура потребительских расходов на услуги существенно меняется в зависимости от уровня доходов граждан - к такому выводу пришли эксперты Аналитического центра. «При этом доля платных услуг в структуре потребительских расходов в России меньше, чем в развитых странах и ряде развивающихся», – сообщил советник руководителя Аналитического центра Леонид Григорьев корреспонденту «Независимой газеты».

Леонид Григорьев
Леонид Григорьев
Главный советник руководителя

«Многие виды платных услуг складывались в России в 90-е годы как часть потребления состоятельных слоев населения, и до сих пор рынок характеризуется высоким социальным неравенством», - полагает аналитик.

В исследовании отмечается, что объем потребления всех платных услуг у 10% наиболее состоятельных граждан за три квартала 2016 года в 11 раз превысил аналогичный показатель у 10% наиболее бедных жителей России. Обеспеченные граждане могут позволить себе более широкий спектр платных услуг, не ограничиваясь только обязательными платежами за ЖКУ, связь и транспорт. Причем и за эти обязательные услуги богатые семьи платят, как правило, тоже больше. 

«Так, расходы на ЖКУ у 10% самых обеспеченных граждан оказались в денежном эквиваленте в 5 раз выше, чем у 10% наиболее бедных. Состоятельные граждане как минимум в 2 раза больше платят за электроэнергию, в 5 раз – за отопление и воду. Исключение составляет лишь газ, на который бедные слои населения тратят на 12% больше, чем богатые», - пишут специалисты.

По другим видам услуг материальное расслоение еще серьезнее. По медицинским услугам разрыв между расходами 10% самых богатых и 10% самых бедных превысил 60 раз в пользу первых, по услугам учреждений культуры он почти достиг 80 раз, а по санаторно-оздоровительным услугам приблизился к 200.

В «Независимой газете» отмечают, что в России сложился неравный финансовый доступ населения к услугам, от которых зависят здоровье и будущее каждой семьи.       

Подробнее – в бюллетене «Спрос населения на платные услуги».

Читайте также:

10.05.2017 - Население экономит на услугах туроператоров из-за падения доходов

02.02.2017 - Эксперты проанализировали динамику потребительских цен в 2016 году