Третий год подряд мы наблюдаем все более сдержанные оценки конкуренции

16 мая 2017 | КоммерсантЪ

«Третий год подряд мы наблюдаем все более сдержанные оценки конкуренции, в первую очередь, среди малого бизнеса, работающего на локальных рынках: продолжает снижаться доля участников опроса, указывающих на наличие высокой или очень высокой конкуренции (53 % в 2015 году и 48 % в 2017 году), а также доля тех, кто отмечает рост числа конкурентов (49 % в 2017 году против 58 % в 2015 году)», - сказала заместитель руководителя Аналитического центра Татьяна Радченко в беседе с корреспондентом Ъ.

Татьяна Радченко
Татьяна Радченко
Заместитель руководителя

Комментируя доклад «Оценка состояния конкурентной среды в России», опубликованный на днях Аналитическим центром, эксперт отметила ряд позитивных тенденций. Российский бизнес планирует расширение своей деятельности. Доля тех, кто не планирует выходить на новые рынки в ближайшие 3 года, составила 25 %, в то время как в 2016 году она составляла 27%. Также устойчиво высокая доля тех, кто в течение последних 3 лет использовали как минимум один способ повышения конкурентоспособности своей продукции. Второй год подряд так отвечают 97% бизнеса. Эксперт напомнила, что доля тех, кто не прибегал к каким-либо методам повышения конкурентоспособности, в 2015 году составляла 5%, а в 2014 году (в период большей экономической стабильности) – 10%. Это, по мнению эксперта, говорит о том, что кризисные явления мотивируют бизнес если не уходить с рынка, то как минимум что-то делать в целях оптимизации своих издержек.

Закономерен вопрос – насколько влияют на конкуренцию санкции и политика импортозамещения? Радченко отметила, что этот фактор сам по себе не оценивался. «Косвенно роль иностранных компаний на российских рынках можно оценить через динамику числа иностранных конкурентов, - отметила эксперт. - Уход иностранных компаний был наиболее значим по итогам опроса в феврале – марте 2016 года (21%). В 2017 году эта тенденция отмечалась как менее значимая – 8%». Это, по мнению аналитика, может свидетельствовать о двух фактах: во-первых, большая часть иностранных конкурентов ушла с рынка в 2015 году – в первый год введения санкций и девальвации национальной валюты, а во-вторых, новые иностранные конкуренты в достаточной степени еще не появились.

Еще один важный вывод доклада – рост по сравнению с 2015-2016 гг. доли тех, кто считает, что органы власти только мешают бизнесу своими действиями и инициативами (40% в 2017 году против 33 % в 2016-2015 годах). Примечательно, что рост таких ответов отмечался по всем категориям бизнеса по сравнению с 2016 годом – от микропредприятий до крупных компаний. «Такая тенденция может объясняться несколькими факторами: во-первых, это может быть связно с неоправданными надеждами бизнеса на масштабную государственную поддержку в период экономического спада, во-вторых, в период сокращения бюджетных доходов очевидно, что  вопрос налоговой дисциплины становится все более актуальным, в-третьих, в 2016 году был подготовлен (и часть из них приняты) ряд спорных законов (например, «пакет Яровой»), а также бизнес отмечет  рост так называемых неналоговых платежей», - считает Радченко.