Россияне меняют структуру личного потребления

7 апреля 2017 | РБК

Экономная модель поведения российских потребителей постепенно сходит на нет. Однако продажи телевизоров, холодильников и других дорогих товаров длительного потребления пока остаются на низком уровне, пишет РБК со ссылкой на бюллетень Аналитического центра, в котором эксперты проанализировали ситуацию с личным потреблением товаров.

Александр Голяшев
Александр Голяшев
Управление научно-исследовательских работ

«Защитная» модель поведения россиян, которая подразумевает принцип «меньше тратить — больше сберегать», идет к «постепенному исчерпанию», говорится в бюллетене о текущих тенденциях российской экономики, который подготовил Аналитический центр при правительстве (есть у РБК). Личное потребление в 2016 году было главным драйвером спада ВВП, сократившись на 5% по сравнению с предыдущим годом, а реальные розничные продажи товаров упали на 5,2%. Впрочем, реальные доходы граждан снизились еще больше — на 5,9%. То, что потребление упало не так сильно, как доходы, по мнению авторов, и свидетельствует о смене модели.

С другой стороны, сложился «новый уровень равновесия» на рынке некоторых товаров длительного пользования. В частности, речь идет о холодильниках, стиральных машинах и телевизорах, продажи которых хотя и восстанавливаются, но остаются на 25–35% ниже уровня 2014 года (в сопоставимых ценах). Рынок легковых автомобилей тоже стал постепенно восстанавливаться (по данным Ассоциации европейского бизнеса), однако продажи машин в 2016 году оказались на 43% ниже, чем в 2014-м.

«За последние десять лет в домохозяйствах России произошло существенное накопление товаров длительного пользования (легковых автомобилей, компьютеров, холодильников, телевизоров, мебели и т.п.), по сути, произошло значительное обновление всех домашних фондов, сформировалась своего рода потребительская подушка», — уточнил в беседе с РБК эксперт Аналитического центра Александр Голяшев. Скорее всего, по этим товарам сложился «оптимальный для населения уровень насыщения», причем произошло это еще до спада в 2015–2016 годах, добавляет он.

Падение рубля в конце 2014 года сопровождалось резким ростом продаж — как следствие, граждане купили дорогие товары на несколько лет, что и стало причиной сокращения продаж товаров длительного пользования в дальнейшем, отмечает Голяшев. Россияне более спокойно переносят затянувшееся падение реальных доходов, меняя структуру личного потребления в пользу продовольственных товаров, считает эксперт. Падение товарооборота продуктов питания, по данным Росстата, стало не таким глубоким, как товаров длительного пользования (5,3% по итогам года). Впрочем, оно оказалось чуть более масштабным, чем сокращение продаж непродовольственных товаров в целом (5,1%). В 2015 году ситуация была обратной: потребление продуктов питания снизилось на 9%, а непродовольственных товаров — на 10,9%, однако произошло это за счет высокой базы — потребительского бума в 2014 году.

Подробнее – на страницах бюллетеня «Личное потребление товаров».

С другими выпусками бюллетеней о текущих тенденциях российской экономики можно ознакомиться в разделе «Публикации».

Фото: из открытых источников