2017 год покажет результаты внедрения Стандарта развития конкуренции

4 апреля 2017 | Бюджет

Аналитический центр участвует в мониторинге внедрения стандарта развития конкуренции в российских регионах. Эксперты Управления по конкурентной политике Аналитического центра Ксения Сухорукова и Антон Волков в интервью для журнала «Бюджет» рассказали о данной работе.

Сухорукова Ксения Андреевна
Сухорукова Ксения Андреевна
Управление по конкурентной политике

— Можно ли уже говорить о том, в какой мере стандарт развития конкуренции действительно улучшает качество конкурентной среды в субъектах РФ? Ведь многие показатели стандарта носят, казалось бы, формальный характер и предполагают отстройку различных процедур внутри самого административного аппарата.

­Ксения Сухорукова: Стандарт развития конкуренции в регионах (далее – Стандарт) был утвержден в сентябре 2015 года (распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. № 1738-р). Таким образом, у региональных органов власти было фактически полгода для реализации его положений, формирования мероприятий и целей по содействию развитию конкуренции на региональных рынках товаров, работ и услуг. О результатах же в части развития конкуренции на региональных рынках будут свидетельствовать достижение конкретных целевых показателей и реализация мероприятий по содействию развитию конкуренции. В этом отношении говорить о результатах реализации Стандарта несколько преждевременно. По итогам 2015 – начала 2016 года субъекты Российской Федерации главным образом формировали законодательную базу и фактически подготавливали «фундамент» для дальнейшего стимулирования развития конкуренции на региональных рынках товаров, работ и услуг.

Первые результаты проявятся не ранее, чем в 2017 году, после анализа итогов деятельности региональных органов власти по итогам 2016 года. Это связано также с тем, что цели, формируемые регионами, зачастую связаны со структурными изменениями экономики региона (например, развитие новых производств, инновационных предприятий), которые требуют последовательной реализации комплекса мер в течение некоторого периода времени.

— Помимо прочего, Стандартом предусмотрена разработка и внедрение рейтинга муниципальных образований. Что может быть предпринято собственно на местном уровне для развития конкуренции?

Ксения Сухорукова: Со стороны муниципальных образований в рейтинге может учитываться деятельность по снижению административных барьеров для бизнеса, что напрямую влияет на условия и стимулы для ведения предпринимательской деятельности. В частности, речь идет об оптимизации процесса оказания муниципальных услуг для бизнеса (снижение сроков и стоимости данных услуг, перевод отдельных услуг в электронный вид, оказание услуг через «единое окно»), создании типовых административных регламентов предоставления муниципальных услуг по выдаче разрешения на строительство, по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию. Указанные направления предусмотрены положениями Стандарта.

Кроме того, важную роль играет содействие муниципальных образований при проведении мониторинга состояния и развитии конкуренции на рынках товаров, работ и услуг региона в части мониторинга на их территориях. Именно мониторинг позволяет выявлять существующие ограничения для развития конкуренции в регионе, а также рынки, на которых данные ограничения наблюдаются. По его итогам формируются цели и мероприятия, достижение и реализация которых позволит стимулировать развитие конкуренции.

— Одна из наиболее часто упоминаемых проблем в рассматриваемой сфере – система тарифообразования и ее влияние на общую конкурентную среду. Видите ли вы здесь хоть какой-то прогресс за последние годы (в том числе после присоединения ФСТ к ФАС)?

Антон Волков: В 2016 году зафиксировано значительное снижение темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги и пассажирский ж/д транспорт по сравнению с 2015 годом. Темп роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, согласно данным Росстата, составил в 2016 году 5,4% (в 2015 году – 10,1%), а на пассажирский ж/д транспорт – 7,2% (в 2015 году – 8,9%). В то же время, это скорее объясняется общей экономической ситуацией в России, чем изменениями в тарифном регулировании.

Сейчас несколько преждевременно говорить о результатах изменений в тарифном регулировании и их влиянии на конкурентную среду после присоединения ФСТ к ФАС, так как в настоящее время ФАС России главным образом занимается созданием новой нормативно-правовой базы, формирующей основу для дальнейших действий и результатов. Так, ФАС России подготавливает законопроект об унификации подходов к определению тарифов, переходе на долгосрочное тарифное регулирование и обеспечении прозрачности раскрытия информации в сфере тарифного регулирования. Также рассматриваются различные варианты дерегулирования отдельных сфер естественных монополий. Предлагаемые меры, предполагается, будут способствовать повышению эффективности тарифного регулирования и развитию конкуренции, в то же время определенно об этом можно будет сказать только после их введения.

Подробнее читайте на страницах журнала.

Фото: из открытых источников