В 2017 году нет оснований ожидать стремительного роста цен

16 февраля 2017 | Звезда

О продовольственной инфляции, возможном развитии ситуации в случае отмены санкций и перспективах для крупных продуктовых сетей и их потребителей журналисту телеканала «ЗВЕЗДА» рассказала эксперт Аналитического центра Елена Ковалева.

Елена Ковалева (Паршина)
Елена Ковалева (Паршина)
Управление по конкурентной политике

В 2014-15 годах, когда было введено продовольственное эмбарго, розничные цены резко пошли вверх. Как вы считаете, будут ли в 2017-м цены также стремительно расти?

Елена Ковалева: Продовольственная инфляция на внутреннем рынке резко возросла в 2015 году после введения Россией ответных санкций и девальвации российской национальной валюты. Затем наблюдалось ее последовательное замедление. В целом за 2015 год по отношению к 2014 году индекс цен на продовольственные товары (без алкогольных напитков) вырос на 20,2 п.п. против 9,7 п.п., зафиксированных годом ранее. В 2016 году совокупный рост потребительских цен составил 5,4%. При этом цены на ряд продовольственных товаров даже снижались, что в первую очередь связано с падением спроса, ставшего следствием девальвации национальной валюты и снижения реального уровня доходов населения. В 2017 году нет оснований ожидать стремительного роста цен, и стоимость минимальной потребительской продуктовой корзины, скорее всего, кардинально не возрастет.

Если правительство снимет продовольственное эмбарго, в ответ на снятые санкции, изменит ли это цены на продукты питания?

Е.К.: Замещение импортной продукции на полках в 2014-2015 годах было связано не только с введением эмбарго, но и с удорожанием импортной продукции в рублевом эквиваленте. Поэтому снятие санкций при сохранении относительно высоких цен на импортные товары вряд ли позволит обеспечить массовый спрос на них. Безусловно, по законам экономики, увеличение товара на рынке должно привести к некоторому снижению цен. Но, скорее всего, оно будет незначительным. В дополнение к этому важным фактором ограничения спроса остается падение реальных доходов населения. По данным исследовательского холдинга «Ромир», реальные (т.е. «очищенные» от инфляции) расходы россиян в декабре 2016 года оказались самыми низкими за последние 5 лет наблюдений. А рост расходов относительно декабря прошлого года составил всего 4,3% на фоне годовой инфляции в 5,4%.

Ситуация в экономике не позволяет рассчитывать на быстрое восстановление спроса на продовольственных рынках. Есть основания говорить о дальнейших сдвигах структуры спроса как в пользу более дешевого сегмента, так и между продовольственными категориями (замещение рыбы мясом, а говядины и свинины – мясом кур). Потребители уже экономят на сырах и колбасах, мясе и птице, фруктах, рыбе и морепродуктах. Экономия на хлебе, хлебобулочных изделиях, крупах и макаронных изделиях традиционно ниже. В нынешних условиях рост цен на продукты питания приведет лишь к дальнейшему сжатию спроса.

Можете ли вы оценить влияние инфляции на темпы роста потребительских цен?

Е.К.: Инфляция как раз и отражает темп роста потребительских цен, поскольку рассчитывается на основании изменения цен на продукты питания, непродовольственные товары и платные услуги населению. По итогам 2016 года инфляция составила 5,4%, при этом цены на продовольственные товары выросли на 4,6%, на непродовольственные товары — на 6,5%, на услуги — на 4,9%. Иными словами, наибольший вклад в рост цен за прошлый год внесли непродовольственные товары – ткани, одежда, обувь, чистящие средства, парфюмерия, мебель, посуда, бытовая техника, строительные материалы и т.д.  

Как, по вашему мнению, отнесутся к возможному снятию эмбарго крупные продуктовые сети супермаркетов? Станут ли они переориентироваться на зарубежного производителя?

Е.К.: Введение продовольственного эмбарго вкупе с девальвацией рубля изменило положение на рынке. Часть иностранных брендов, а также часть российских компаний, которые занимались поставками импортной продукции, ушли с рынка либо снизили свою долю. Произошел некоторый рост долей у действующих крупных компаний на рынках мясных, рыбо- и морепродуктов. Появились новые небольшие отечественные производители на рынке сыров. Выросли доли собственных торговых марок торговых сетей в более низком ценовом сегменте – «Красная Цена» («Пятерочка»), «Перекресток» (X5 Retail Group NV), «Лакомо» («Ашан»), «365 дней» («Лента»).

Переориентация сетей на зарубежного производителя будет определяться прежде всего,спросом потребителя. Пока сохраняется тенденция к снижению мировых цен на продовольствие, существуют и значительные риски перераспределения доли на внутреннем рынке в пользу импортных продуктов в случае, если контрсанкции будут отменены.

Будут ли действовать бонусная система для тех торговых сетей, которые продолжат поддерживать отечественного производителя?

Е.К.: Различного рода поощрения торговых сетей, искусственно поддерживающих отечественных производителей, оказывают искажающее воздействие на рынок. Отечественные производители должны выдерживать конкуренцию с иностранными поставщиками. Поддержка государства должна быть направлена на обеспечение качества и безопасности продукции, ее стандартизации и брендирования.

Кроме того, маркетинговая стратегия торговых сетей проявляется в активном развитии собственных торговых марок (СТМ) в низком ценовом сегменте. В 2015 году их доля выросла до 1,1% против 0,85% ранее.

На какие товары, по вашему мнению, в ближайшие месяцы будут подниматься цены? С чем это связано?

Е.К.: На изменение цен на продовольственные товары влияет фактор сезонности. Традиционно в начале года растут цены на плодоовощную продукцию и фрукты, а цены на сахар, наоборот, к началу года достигают наиболее низких отметок.

Источник: сайт телеканала «Звезда»

Фото: из открытых источников

Читайте также:

05.08.2016 - Российские бренды благодаря продэмбарго смогли укрепиться

23.05.2016 - Эксперты проанализировали ситуацию с продовольственным эмбарго