Нам важно, чтобы результаты опроса действительно выражали мнение народа

19 октября 2016 | Гудок

Заместитель руководителя Аналитического центра Светлана Ганеева рассказала корреспонденту «Гудка» об опросе пассажиров пригородного транспорта и первых выводах, которые делают аналитики через 10 дней после начала опроса.

Светлана Ганеева
Светлана Ганеева
Заместитель руководителя

Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом опросе и сколько времени он будет продолжаться?

Наш Аналитический центр сейчас работает над методикой, с помощью которой можно не просто изучить, например, расходы пассажиров, регионального или федерального бюджетов на пригородный пассажирский транспорт, а в первую очередь оценить его пользу. Ведь пассажиры ездят не просто так, у каждого есть своя цель и даже выгода. Кто-то ежедневно добирается на работу на общественном транспорте или только по выходным выезжает на пригородных электричках на дачу. А некоторые вообще им не пользуются. Поэтому интересно понять, почему и что им мешает. Официальная статистика таких нюансов не учитывает, ей всё равно: сто отправленных пассажиров – это сто человек, проехавших по маршруту, или один, который проехал по нему сто раз. А для расчёта эффектов, о которых мы говорим, это важно. И ответы на такие вопросы могут дать только сами пассажиры. Чтобы узнать их мнение, мы организовали опрос, в котором интересуемся целями поездки, их частотой и задаём другие вопросы, которые зачастую остаются за рамками официальной статистики.

Почему в фокус внимания аналитиков центра попали сервис и качество услуг для пассажиров автомобильного и железнодорожного транспорта?

Говоря о пользе определённого вида транспорта, мы должны учитывать, есть ли другие возможности добраться до конечной цели маршрута. К примеру, в Подмосковье у пассажиров, которые ездят в столицу на работу, есть выбор: электрички, автобусы, маршрутки или личный автомобиль. Но в некоторых других регионах электричку заменить просто нечем. И мы понимаем, что польза от электрички в двух ситуациях будет разная. Вот когда пассажир действительно выбирает, на чём ему ехать, – это и есть оценка сервиса, качества, цены и скорости. Кроме того, в начале 2016 года Аналитический центр провёл пилотный опрос среди жителей Москвы и Подмосковья, который касался именно пригородных электричек. Пассажиров спросили, насколько они довольны сервисом, что хотели бы улучшить и в какой мере готовы платить за эти улучшения. Важная информация была собрана о стоимости проезда: 29% опрошенных сочли её несколько завышенной, 20% уверены, что уровень сервиса не дотягивает до цены, а 14% находят, что стоимость проезда настолько не соответствует качеству услуги, что морально оправдывают безбилетников. Была выявлена потребность в установке на платформах автоматов по продаже билетов, поскольку, как показал опрос, подавляющее большинство пассажиров покупают разовый билет. Есть перспективы и у скоростных электричек повышенной комфортности: за возможность ездить на них готовы доплачивать 86% опрошенных в московской агломерации. Опрос оказался продуктивным, и мы расширили масштаб проекта на все регионы страны и включили в него другие виды транспорта.

Какие вопросы задаются пассажирам на этот раз и отличаются ли они в зависимости от специфики транспорта?

Отвечая на первую часть вопроса, я просто приглашаю всех читателей «Гудка» зайти на страницу опроса http://опрос-пассажиров.рф/ и посмотреть их самостоятельно, а заодно ответить на них. Что касается специфики транспорта, то мы задаём одинаковые вопросы всем пассажирам, независимо от того, каким видом они пользуются. Однако уже сейчас по ответам видно, что активнее всего отвечают пассажиры электричек.

Вы планируете подводить промежуточные итоги опроса или будет проанализирован весь собранный спектр мнений?

Нам важно, чтобы результаты опроса были репрезентативны, то есть действительно выражали глас народа. Для этого нужно, во-первых, набрать минимально необходимое количество анкет в каждом регионе, во-вторых, определённым образом их обработать. Для начала привести половозрастную структуру ответивших к половозрастной структуре населения, иначе получится не опрос пассажиров, а опрос, условно говоря, молодых владельцев смартфонов. Поэтому промежуточные итоги мы подводить не будем. Хотя определённые выводы можно сделать уже сейчас. Например, мы видим, в каких регионах пассажиры более активно отвечают. По доле жителей, принявших участие в опросе, уверенно лидирует Мурманская область. На второе место также с большим отрывом вышла Республика Коми. Третье на данном этапе делят Архангельская и Московская области. И мы можем сказать, что пассажиры электричек пишут более развёрнутые комментарии о пользе, которую им приносит пригородный транспорт. Но это всё-таки не итоги опроса как таковые.

Будет ли исследование иметь прикладной характер?

Безусловно, методика разрабатывается в интересах Минтранса. И мы рассчитываем, что в дальнейшем она станет типовой для определения социально-экономической эффективности деятельности пригородного пассажирского транспорта и будет рекомендована к применению по всей России.

Источник: Гудок