Наша история

У Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации богатая история. Организация родилась в 1959 году в период активного развития советской экономики и, пройдя через все изменения социально-экономического уклада советского и российского государства, служит Отечеству по сей день.

Аналитический центр «вырос» из Главного вычислительного центра Госплана СССР. Самый долгий и весьма продуктивный период его работы прошел именно под этим названием. Главный вычислительный центр был аналитическим ядром и огромной счетной машиной Госплана – генерального штаба советской экономики. Его разработки доказали эффективность использования экономико-математических методов и ЭВМ и тем самым позволили перейти к качественно новым технологиям в практике государственного экономического планирования.

Использовать все лучшее, прогрессивное, создавать основу для правительственных решений – в этом Аналитический центр видит свою задачу и преемственность.

А началось всё в октябре 1959 года.

Вычислительный центр при Госплане СССР (октябрь 1959 года – май 1963 года)

К идее использования вычислительных машин в своей практике Госплан СССР относился отрицательно, или, точнее, с подозрением.  Но первый Вычислительный центр был создан именно Госпланом. «В целях использования электронной вычислительной техники для выполнения планово-экономических работ» — так говорилось в приказе Совета министров СССР о создании ВЦ при Госплане СССР. Приказ был подписан Алексеем Косыгиным 1 октября 1959 года.

В период становления Вычислительного центра наблюдался существенный рост численности сотрудников: в начале 1960 года их было всего 56, а уже к 1971 году стало более 900. Причем процесс не имел ничего общего с раздуванием штатов. На работу принимались исключительно зарекомендовавшие себя на государственной службе компетентные специалисты – экономисты, математики, программисты. В этот же период сформировались основные направления работы Центра, сложились его главные службы: экономическая, математическая, технологическая. Была создана прогрессивная, уникальная для экономики Советского Союза структура, переведшая планирование на абсолютно новый технологический уровень.

В 1960 году Вычислительный центр возглавил заместитель председателя Научно-технического совета по комплексной механизации и автоматизации производственных процессов Госплана СССР Михаил Раковский, много сделавший для его создания. Проработал на этой должности Раковский только один год, после чего пошел на повышение, а на его место был назначен Николай Ковалев, служивший до этого начальником сводного отдела Госплана.

За несколько лет работы Центр сформировал основные направления разработки и практического применения экономико-математических методов и моделей в народно-хозяйственном планировании, были начаты работы в области демографического прогнозирования по СССР в целом и союзным республикам.

Главный вычислительный центр Госплана СССР (май 1963 года – май 1991 года)

В мае 1963 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли Постановление «Об улучшении руководства внедрением вычислительной техники и автоматизированных систем в народное хозяйство». На основании этого Постановления был образован Главный вычислительный центр Госплана СССР, который действовал в таком виде 28 лет.

Самое главное достижение ГВЦ состоит в том, что впервые в мировой практике его специалисты осуществили расчёты межотраслевых балансов производства и распределения продукции народного хозяйства в натуральном измерении. За основу была взята модель нашего соотечественника – экономиста Василия Леонтьева, эмигрировавшего из Петербурга в США в 20-е годы ХХ столетия. Хотя непосредственно в составлении балансов Леонтьев не участвовал, его большая заслуга заключается в создании для них математической модели. До этого баланс был чисто статистическим документом.

Немалую роль сыграла в разработке баланса и лаборатория экономико-математических исследований Василия Немчинова, располагавшаяся в здании ГВЦ. Сотрудничество с ней было очень тесным, даже вычислительные машины использовались общие.

Когда состоялось празднование 10-летия Главного вычислительного центра Госплана СССР, юбилей совместили с новосельем — для ГВЦ был построено 12-этажное здание на Новокировском проспекте (ныне – проспект Академика Сахарова), в котором Аналитический центр располагается и сейчас. Это было первое  в стране здание, спроектированное специально для вычислительного центра, и долгое время оно считалось одним из наиболее совершенных с точки зрения размещения в нём крупных ЭВМ и других средств вычислительной техники, а также условий для работы специалистов и обслуживающего персонала.

На коммунистических субботниках сотрудники ГВЦ помогали строителям возводить новое здание.

Работавшие в нём современники так описывали особенности этого сооружения: «Машзалы в нём находились в части здания, обращенной на Новокировский проспект. С этой стороны на фасаде чередуются высокие этажи машзалов и низкие технические этажи. На противоположном фасаде — горизонтальные членения через равные промежутки, этажи одинаковые, там находились кабинеты. А на торцевых фасадах сделан искусный переход одного типа членений в другой».

Владимир Безруков, начальник ГВЦ в 1984 – 1990 годах: «У нас, наконец, появились необходимые для расширения работы площади и возможность увеличить число сотрудников. Особенно важно это стало, когда мы перешли на работу в режиме нон-стоп, то есть круглые сутки, включая субботу и воскресенье. Дело в том, что машины серии ЕС не рекомендовалось останавливать, так что первое время после переезда им приходилось по ночам  работать вхолостую. Зато примерно с 1974–1975 года у нас появилась возможность полностью перейти на выпуск государственных планов в машинном исполнении».

Эмиль Ершов, директор НИИ Госкомстата России в 1989 – 1993 годах: «Надо отдать должное Ковалёву как администратору. Именно он добился строительства первого специализированного здания для ГВЦ. При нём резко выросла численность сотрудников организации (до 1200 человек к 1972 году) и было принято решение, что возглавлять ГВЦ отныне будет заместитель председателя Госплана».

Так и произошло — следующий руководитель, Николай Лебединский, являлся одновременно заместителем председателя Госплана СССР. Он руководил работой Главного вычислительного центра до 1981 года. В этот период сотрудничество между всеми республиканскими ВЦ  было переведено на научную, плановую основу, была разработана система «Документ». Она позволяла все документы, которые доводились Госпланом до министерств и предприятий, обрабатывать в ГВЦ централизованно и машинным способом.

В этот же период Центру довелось столкнуться с компьютерными вирусами. Талантливый системный математик Дмитрий Лозинский именно в стенах ГВЦ Госплана создал первый советский антивирус Aidstest. Позже, когда появились персональные компьютеры, Лозинский перенёс на них свои наработки.

Совершенствование методов работы было в обычной практике ГВЦ. Назначенный в 1981 году его начальником Владимир Коссов в течение 3 лет руководил работами по созданию, внедрению и развитию автоматизированной системы плановых расчётов. В момент его назначения ЭВМ могла безаварийно работать максимум сорок минут и периодически выходила из строя, не закончив вычисления.

Владимир Коссов, начальник ГВЦ Госплана в 1981 – 1984 годах: «Я начал свою деятельность в ГВЦ с того, что проводил совещания, где заставлял сотрудников брать социалистические обязательства довести время безаварийной работы ЭВМ до 2 часов, чтобы можно было завершить выполнение любой задачи. В конце концов, от инженеров и программистов удалось добиться надежной работы. В этом огромную роль сыграли Дима Лозинский, Володя Собельман — наша «золотая гвардия». Благодаря им всё удалось сделать. Когда я уходил из ГВЦ, проблем с безаварийной работой уже не возникало. Это было необходимо, ведь мы делали сложнейшую работу. Один экземпляр народнохозяйственного плана имел высоту полтора метра, в нем на уровне подотраслей и крупных предприятий было написано, кому что произвести. План был обязателен к исполнению. Если какой-то директор завода план не выполнял, то его снимали с работы».

В 1984 году Коссова назначили руководить Главным управлением информации при Совете министров СССР, и ГВЦ возглавил Владимир Безруков, работавший там с 1964 года. Он рассказывал, что график и правила работы были очень жесткими. Это касалось и доступа к машинам, и использования машинного времени. Дни были заняты отладкой программ, а ночью шли расчёты, и ответственность каждого сотрудника была очень высока.

Владимир Безруков, начальник ГВЦ Госплана в 1984 – 1990 годах: «У меня в кабинете стоял дисплей, и я видел, кто чем конкретно занимается, что уже посчитали, какие задачи решили, сколько времени это заняло. Всё фиксировалось. «На сторону» у нас никто не работал. Конечно, я допускаю, что можно было подхалтурить, отладить какое-нибудь программное средство. Но выполнить солидный сторонний заказ, что-то посчитать, конечно, было невозможно. Вход в машинный зал был очень жёстким. Войти туда просто так постороннему было нельзя. У нас выросло много людей, которые стали потом большими руководителями. Вычислительные центры Минфина, Госбанка, ЦСУ возглавляли специалисты, которые долгое время проработали у нас».

Анатолий Гавриленко, экономист отдела внешних связей ГВЦ Госплана: «Так получилось, что в ГВЦ собрались одни умницы и умники, цвет представителей своей профессии. Настоящими интеллектуалами были все — от начальников подразделений и их заместителей до рядовых инженеров. Все подотделы возглавляли безусловные специалисты своего дела, которые старались подобрать коллектив из умных людей. Средний возраст чиновников Госплана, когда я туда пришёл, был 64 года. А в ГВЦ был молодежный коллектив».

В 80-е годы начали происходить первые изменения, коснувшиеся в дальнейшем всего народного хозяйства Советского Союза. Не миновали они и Главный вычислительный центр Госплана СССР.

Главный вычислительный центр при Министерстве экономики и прогнозирования  СССР (май - декабрь 1991 года)

В мае 1991 года в связи с ликвидацией Госплана СССР и образованием Министерства экономики и прогнозирования СССР ГВЦ был включён в перечень организаций, действовавших при Министерстве экономики и прогнозирования СССР.

Перемены, пришедшие вместе с перестройкой, кардинально изменили и плановый механизм. В 1986 году в Госплане Союза прошла первая коренная ломка, затронувшая и саму систему, и людей, работавших на неё. Впервые за многие годы, если не десятилетия, в 1988 году прошло сокращение штатов «по-живому». Если раньше реорганизации сводились к ликвидации вакансий и увольнению пенсионеров, то в этот раз прошлись по работоспособным людям. Были вынуждены уйти многие хорошие специалисты.

Центр экономической конъюнктуры и прогнозирования (декабрь 1991 года – декабрь 2005 года)

Полгода спустя, в декабре 1991 года организация снова пережила изменения: на ее базе был образован Центр экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики и финансов Российской Федерации. С февраля 1993 года он сменил «куратора» и стал Центром экономической конъюнктуры при Совете Министров – Правительстве Российской Федерации, а с февраля 1998 года – при Правительстве Российской Федерации.

Центр был создан в сложнейший период распада Советского Союза и решал абсолютно новые для того времени задачи макроэкономического прогнозирования и аналитического обеспечения экономических реформ. Несмотря на отказ от централизованного директивного планирования, весьма востребованными для Правительства Российской Федерации оказались и высокая квалификация специалистов системы Госплана, и умение оперировать массивами статистической информации, и знание технологий обоснования экономических решений, разработанных многими поколениями госплановцев. Директором Центра был назначен заместитель директора ГВЦ Яков Уринсон, до этого работавший заместителем директора ГВЦ Госплана. После 1994 года у Центра сменилось несколько руководителей, и в 1996 году его надолго возглавил Владимир Безруков.

Яков Уринсон, директор Центра экономической конъюнктуры и прогнозирования в 1991 – 1994 годах, министр экономики в 1997 – 1998 годах: «В 1991 году заместитель председателя правительства России по вопросам экономической политики Егор Гайдар пригласил меня и моих коллег для работы по анализу и прогнозированию рыночной экономики. Мое назначение директором Центра экономической конъюнктуры и прогнозирования в ранге министра состоялось 31 декабря 1991 года. Со 2 января 1992 года мы начали создавать абсолютно новую систему государственного регулирования — не централизованную, а финансово-экономическую».

Центр экономической конъюнктуры был ведущей организацией в России по созданию методологии и проведению конъюнктурных обследований в области деловой активности в различных секторах экономики. На основании межотраслевых моделей он делал вариантные расчеты для различных схем либерализации цен, планов развития внешней торговли и других правительственных решений. Сотрудники Центра экономической конъюнктуры были пионерами по многим направлениям исследований. В частности, они стали одними из первых, кто анализировал цены мирового рынка на основные сырьевые товары, изучал внутренний валютный рынок и рассчитывал эффективность валютных операций, а также налаживал процесс обработки таможенной статистики, оперативно прогнозировал уровень безработицы, продовольственного обеспечения и т.д.

Одновременно с Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации функционировал Рабочий центр экономических реформ.

Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации (декабрь 1991 года – декабрь 2005 года)

Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации также был организован на базе ГВЦ Госплана СССР.  Он создавался для законодательного обеспечения реформ, и его основной задачей считалась координация процесса разработки первоочередных нормативных актов. Специалисты РЦЭР участвовали в создании ряда законопроектов и среднесрочных программ, а также готовили экспертные заключения по огромному потоку законодательных инициатив и ведомственных документов, выявляя некомпетентные и непосильные для бюджета предложения лоббистов.

Директором Рабочего центра экономических реформ был назначен Сергей Васильев.

Сергей Васильев, директор Рабочего центра экономических реформ в 1991 – 1994 годах: «Оценивая сегодня то, что нам удалось и не удалось сделать, я испытываю удовлетворение от проделанной работы. Конечно, мы недооценили нефтегазовую промышленность, проблему олигархии, связанную с крупными предприятиями. Но мы создали основу рыночной экономики, в стране были построены новые рыночные институты. Именно построены, так как понятно, что их нельзя было автоматически пересадить на российскую почву, что они должны вырасти здесь сами – конечно, с использованием мирового опыта».

После назначения Васильева на должность заместителя министра экономики РЦЭР возглавил Сергей Павленко.

Сергей Павленко, директор Рабочего центра экономических реформ в 1994 – 1996 годах:  «У Центра не было никаких официальных филиалов. Информация поступала в основном от людей на местах, с которыми мы заключали договор на сотрудничество. Большое значение имели личные связи и контакты. В то время интернета еще не было, поэтому мы пользовались различными телеграфными устройствами. Уж не помню в деталях, как все удалось организовать, но на компьютере постоянно обновлялась новостная лента, двигалась электронная строка, существовала подписка на различные электронные издания, и наши специалисты на местах, проводя мониторинг местной ситуации, в том числе динамики цен, регулярно присылали нам данные».

Центр регулярно организовывал семинары, дискуссии и пресс-конференции, отслеживал общественные тенденции. Выпускались конъюнктурные бюллетени и аналитические доклады, проводились оперативные экономические исследования. С 1997 года его возглавлял Владимир Мау.

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации (декабрь 2005 года – настоящее время)

20 декабря 2005 года председатель Правительства Михаил Фрадков подписал Постановление Правительства Российской Федерации № 777 о федеральном государственном учреждении «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации». Оно создавалось путем слияния Центра экономической конъюнктуры и Рабочего центра экономических реформ и становилось их правопреемником. Предельная численность сотрудников Аналитического центра была ограничена до 190 человек.

Основными направлениями деятельности Аналитического центра были определены подготовка для Правительства рекомендаций и предложений по приоритетным вопросам экономической политики и экономических реформ, информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительства по вопросам осуществления экономических реформ, экспертиза концепций и программ социально-экономического развития России, участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам стратегии и тактики осуществления экономических реформ, включая институциональные и структурные преобразования, проведение анализа и осуществление краткосрочного прогнозирования социально-экономического развития страны.

Руководить Аналитическим центром назначили Андрея Зверева.

Андрей Зверев, руководитель Аналитического центра в 2007 – 2009  годах: «До 2007 года Центр фактически не работал из-за отсутствия бюджетных ассигнований. Происходил поиск руководителя. Процедур объединения центров никто не начинал. После назначения меня на должность руководителя в октябре 2007 года я первым делом создал ликвидационную комиссию. За 2 года неопределенности мы потеряли много работоспособных молодых сотрудников, штат пришлось набирать практически заново.

Благодаря тому, что у нас не стало статуса госслужащих, мы получили право заниматься коммерческой деятельностью. Первые договора были подписаны с госкорпорациями (ВЭБ, РЖД, Газпромом, Транснефтью и др.), знавшими, кто мы такие. Первый заказ мы получили от Владимира Якунина на разработку стратегии развития железнодорожного транспорта. Вскоре этот процесс пошёл по нарастающей и позволил в 2008 году увеличить бюджет Аналитического центра в 4–5 раз, достойно платить сотрудникам и приглашать на работу сильных экспертов».

Важным направлением исследований стали региональные и муниципальные мониторинги социально-экономического развития. Постепенно Аналитический центр становился основным центром анализа регионального развития.

В начале 2009 года Аналитический центр возглавил Алексей Макушкин. В соответствии с поставленными задачами Аналитический центр стал осуществлять мониторинг реализации Основных направлений деятельности Правительства и проектов Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. С использованием собственных информационно-аналитических инструментов проводился сбор, мониторинг и комплексный анализ показателей социально-экономического развития страны.

Глеб Покатович, с 2009 года – начальник управления, с декабря 2012 года – заместитель руководителя Аналитического центра: «К весне 2009 года почва для обновления Аналитического центра была подготовлена, и в него пришла новая команда. Центр выполнял два главных задания. Во-первых, проводил мониторинг проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства, который делался с целью оптимизировать бюджетные расходы, лучше понять, на что государство тратит деньги, а в случае необходимости сокращения расходов решить, от чего можно отказаться. Второе было связано с  работой Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, созданной летом 2009 года. Нам было поручено заниматься мониторингом выполнения этих заданий. Отчеты готовились ежемесячно. В 2012 году мне показалось, что запрос на нашу деятельность в этом контексте иссяк. Работа с Комиссией пошла на спад, а в 2013 году ее вообще расформировали».

В декабре 2012 года новым руководителем Аналитического центра был назначен Константин Носков. С появлением новой команды была реализована идея превратить Аналитический центр в современную консалтинговую компанию, тематически работающую по направлениям деятельности Правительства.  Для этого было видоизменено госзадание – основа деятельности организации, – и Аналитический центр перешел от сложных научных исследований и ежегодных объемных отчетов к формату аналитических записок, подготовленных как по запросу Правительства, так и в инициативном порядке. 

Константин Носков, с декабря 2012 года – руководитель Аналитического центра: «Мы изменили формат работы, стали проводить много публичных экспертно-аналитических мероприятий по различным темам — от 3 до 10 еженедельно, создавая тем самым авторитетный экспертный пул. Мы используем дистанционные опросы, другие форматы взаимодействия с наиболее компетентными отраслевыми специалистами. Таким образом мы держим руку на пульсе социально-экономической жизни страны, видим весь спектр мнений наших коллег – экспертов и аналитиков по разным вопросам, – и на их основе готовим документы, необходимые в работе различных подразделений Правительства».

По итогам первого года работы в новом формате стало понятно, что планы даже перевыполнены. К примеру, вместо 100 экспертных заключений и аналити­ческих материалов для обеспечения деятельности Правительства было подготовлено 160. Вместо 166 информационных справок по актуаль­ным вопросам социально-экономического развития страны – 242.

Пожалуй, самым «прорывным» направлением стало проведение экспертно-аналитических мероприятий: установленная госзаданием норма в 32 мероприятия была превышена в 5 раз, за 2013 год на площадках Аналитического центра прошли 164 мероприятия, в которых приняли участие более 6600 представителей федеральных и региональных органов власти, предприятий, общественных объединений, отраслевых союзов и ассоциаций.

Владислав Онищенко, с декабря 2012 года – первый заместитель руководителя Аналитического центра: «Со стороны государственных органов есть потребность и заинтересованность в нашем новом продукте. И если вначале мы много делали в инициативном порядке, то теперь количество запросов на нашу аналитику резко возросло. Мы почувствовали востребованность нашего интеллектуального продукта, что очень мотивирует работу всего коллектива, а на сегодняшний день это более 100 экспертов и ведущих аналитиков».

В настоящее время Аналитический центр занимается оперативным информационно-аналитическим сопровождением и экспертной поддержкой правительственных решений по основным вопросам социально-экономического развития страны в сферах финансов, транспорта, ЖКХ, ВТО, использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, образования, здравоохранения, инноваций, информационных технологий, проектного управления и др. Особое внимание уделяется сферам энергетики, бюджетной политики, сельского хозяйства и стратегического планирования.

55-летний юбилей, который отмечался в октябре 2014 года, Аналитический центр встретил в обновленном формате, впитав и сохранив всё лучшее, что было накоплено организациями-предшественницами, и применяя в своей работе современный подход и принцип оперативности, актуальные в наше время.

Получив в 2015 году статус автономной некоммерческой организации, Аналитический центр остается верным главной цели – обеспечивать экспертную поддержку работы Правительства. И знает, как сделать жизнь в России лучше.

Документы:

1 октября 1959 года
Приказ Госплана СССР № 597
"О создании Вычислительного центра при Госплане СССР"
Подписано А. Косыгиным

21 мая 1963 года
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 564
"Об улучшении руководства внедрением вычислительной техники и автоматизированных систем управления в народное хозяйство"

18 ноября 1991 года
Распоряжение Правительств РСФСР №15-р
"Об обеспечении работы экспертных групп Правительства РСФСР, направленной на осуществление экономических реформ"
Подписано Е. Гайдаром

23 февраля 1993 года
Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации № 159
"О центре экономической конъюнктуры при Совете Министров – Правительстве Российской Федерации"
Подписано В. Черномырдиным

20 декабря 2005 года
Постановление Правительства Российской Федерации № 777
"О федеральном государственном учреждении "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации"
Подписано М. Фрадковым

27 декабря 2014 года
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2751-р
"Об учреждении автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации"
Подписано Д. Медведевым