Наша история

У Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации богатая история. Организация родилась в 1959 году в период активного развития советской экономики и, пройдя через все изменения социально-экономического уклада советского и российского государства, служит Отечеству по сей день.

Аналитический центр «вырос» из Главного вычислительного центра Госплана СССР. Самый долгий и весьма продуктивный период его работы прошел именно под этим названием. Главный вычислительный центр был аналитическим ядром и огромной счетной машиной Госплана – генерального штаба советской экономики. Его разработки доказали эффективность использования экономико-математических методов и ЭВМ и тем самым позволили перейти к качественно новым технологиям в практике государственного экономического планирования и управления.

Использовать все лучшее, прогрессивное, создавать основу для правительственных решений – в этом Аналитический центр видит свою задачу и преемственность.

А началось всё в октябре 1959 года.

Вычислительный центр при Госплане СССР (октябрь 1959 года – май 1963 года):

К идее использования вычислительных машин в своей практике Госплан СССР относился с некоторым подозрением.  Но первый Вычислительный центр был создан именно Госпланом. «В целях использования электронной вычислительной техники для выполнения планово-экономических работ» — так говорилось в приказе Совета министров СССР о создании ВЦ при Госплане СССР. Приказ был подписан Алексеем Косыгиным 1 октября 1959 года.

В период становления Вычислительного центра наблюдался существенный рост численности сотрудников: в начале 1960 года их было всего 56, а уже к 1971 году стало более 900. Причем процесс не имел ничего общего с раздуванием штатов. На работу принимались исключительно зарекомендовавшие себя на государственной службе компетентные специалисты – экономисты, математики, программисты. В этот же период сформировались основные направления работы Центра, сложились его главные службы: экономическая, математическая, технологическая. Была создана прогрессивная, уникальная для экономики Советского Союза структура, переведшая планирование на абсолютно новый технологический уровень.

В 1960 году Вычислительный центр возглавил заместитель председателя Научно-технического совета по комплексной механизации и автоматизации производственных процессов Госплана СССР Михаил Раковский, много сделавший для его создания. Проработал на этой должности Раковский только один год, после чего пошел на повышение, а на его место был назначен Николай Ковалев, служивший до этого начальником сводного отдела Госплана.

За несколько лет работы Центр сформировал основные направления разработки и практического применения экономико-математических методов и моделей в народно-хозяйственном планировании, были начаты работы в области демографического прогнозирования по СССР в целом и союзным республикам.

Главный вычислительный центр Госплана СССР (май 1963 года – май 1991 года):

В мае 1963 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли Постановление «Об улучшении руководства внедрением вычислительной техники и автоматизированных систем в народное хозяйство». На основании этого Постановления был образован Главный вычислительный центр Госплана СССР, который действовал в таком виде 28 лет.

Его главным достижением можно считать первую в мировой практике разработку расчётов межотраслевых балансов производства и распределения продукции в натуральном измерении, основанную на математической модели (до этого баланс был чисто статистическим документом). Развитие кибернетики в СССР - в значительной степени заслуга ГВЦ.

Когда состоялось празднование 10-летия Главного вычислительного центра Госплана СССР, юбилей совместили с новосельем — для ГВЦ было построено 12-этажное здание, в котором Аналитический центр располагается и сейчас.  Это здание называли «кубом Павлова» в честь его архитектора Леонида Павлова. Оно стало уникальным образцом «компьютерной архитектуры», символом технического прогресса своего времени: застекленный, слегка сплюснутый куб со сторонами 36х42х42 метра располагался асимметрично над помещением первого этажа и выдвигался над ним в сторону улицы. Выдающаяся часть опиралась на ножки в виде перевернутых призм. Размер куба имел символическое значение: архитектор указывал, что это – одна миллионная длины окружности Земли, что должно было ассоциироваться с абсолютной точностью машинных вычислений.

Владимир Безруков, начальник ГВЦ в 1984 – 1990 годах: «У нас, наконец, появились необходимые для расширения работы площади и возможность увеличить число сотрудников. Особенно важно это стало, когда мы перешли на работу в режиме нон-стоп, то есть круглые сутки, включая субботу и воскресенье. Дело в том, что машины серии ЕС не рекомендовалось останавливать, так что первое время после переезда им приходилось по ночам  работать вхолостую. Зато примерно с 1974–1975 года у нас появилась возможность полностью перейти на выпуск государственных планов в машинном исполнении».

Следующий руководитель, Николай Лебединский, являлся одновременно заместителем председателя Госплана СССР. Он руководил работой Главного вычислительного центра до 1981 года. Лебединский сумел филигранно организовать работу ГВЦ: по воспоминаниям сотрудников, он был крайне организован и пунктуален и требовал того же от подчиненных. Сотрудничество между всеми республиканскими ВЦ  было переведено на научную, плановую основу, была разработана система «Документ». Она позволяла все документы, которые доводились Госпланом до министерств и предприятий, обрабатывать в ГВЦ централизованно и машинным способом.

В этот же период Центру довелось столкнуться с компьютерными вирусами. Талантливый системный математик Дмитрий Лозинский именно в стенах ГВЦ Госплана создал первый советский антивирус Aidstest. Позже, когда появились персональные компьютеры, Лозинский перенёс на них свои наработки.

Совершенствование методов работы было в обычной практике ГВЦ. Назначенный в 1981 году его начальником Владимир Коссов в течение 3 лет руководил работами по созданию, внедрению и развитию автоматизированной системы плановых расчётов. В момент его назначения ЭВМ могла безаварийно работать максимум сорок минут и периодически выходила из строя, не закончив вычисления.

Владимир Коссов, начальник ГВЦ Госплана в 1981 – 1984 годах: «Я начал свою деятельность в ГВЦ с того, что проводил совещания, где заставлял сотрудников брать социалистические обязательства довести время безаварийной работы ЭВМ до 2 часов, чтобы можно было завершить выполнение любой задачи. В конце концов, от инженеров и программистов удалось добиться надежной работы».

В 1984 году Коссова назначили руководить Главным управлением информации при Совете министров СССР, и ГВЦ возглавил Владимир Безруков, работавший там с 1964 года. Он рассказывал, что график и правила работы были очень жесткими. Это касалось и доступа к машинам, и использования машинного времени. Дни были заняты отладкой программ, а ночью шли расчёты, и ответственность каждого сотрудника была очень высока.

Владимир Безруков, начальник ГВЦ Госплана в 1984 – 1990 годах: «У меня в кабинете стоял дисплей, и я видел, кто чем конкретно занимается, что уже посчитали, какие задачи решили, сколько времени это заняло. Всё фиксировалось. Вход в машинный зал был очень жёстким. Войти туда просто так постороннему было нельзя.У нас выросло много людей, которые стали потом большими руководителями. Вычислительные центры Минфина, Госбанка, ЦСУ возглавляли специалисты, которые долгое время проработали у нас».

Анатолий Гавриленко, экономист отдела внешних связей ГВЦ Госплана: «Так получилось, что в ГВЦ собрались одни умницы и умники, цвет представителей своей профессии. Настоящими интеллектуалами были все — от начальников подразделений и их заместителей до рядовых инженеров. Все подотделы возглавляли безусловные специалисты своего дела, которые старались подобрать коллектив из умных людей. Средний возраст чиновников Госплана, когда я туда пришёл, был 64 года. А в ГВЦ был молодежный коллектив».

В 80-е годы начали происходить первые изменения, коснувшиеся в дальнейшем всего народного хозяйства Советского Союза. Не миновали они и Главный вычислительный центр Госплана СССР. В 1991 году на его базе были сформированы сразу 2 организации - Центр экономической конъюнктуры и прогнозирования и Рабочий центр экономических реформ.

Центр экономической конъюнктуры и прогнозирования (декабрь 1991 года – декабрь 2005 года):

Вначале Центр экономической конъюнктуры и прогнозирования работал при Министерстве экономики и финансов Российской Федерации, но с февраля 1993 года сменил «куратора» и стал Центром экономической конъюнктуры при Совете Министров – Правительстве Российской Федерации, а с февраля 1998 года – при Правительстве Российской Федерации.

Центр был создан в сложнейший период распада Советского Союза и решал абсолютно новые для того времени задачи макроэкономического прогнозирования и аналитического обеспечения экономических реформ. Несмотря на отказ от централизованного директивного планирования, весьма востребованными для Правительства Российской Федерации оказались и высокая квалификация специалистов системы Госплана, и умение оперировать массивами статистической информации, и знание технологий обоснования экономических решений, разработанных многими поколениями госплановцев. Директором Центра был назначен заместитель директора ГВЦ Яков Уринсон. После 1994 года у Центра сменилось несколько руководителей, и в 1996 году его надолго возглавил Владимир Безруков.

Яков Уринсон, директор Центра экономической конъюнктуры и прогнозирования в 1991 – 1994 годах, министр экономики в 1997 – 1998 годах: «В 1991 году заместитель председателя правительства России по вопросам экономической политики Егор Гайдар пригласил меня и моих коллег для работы по анализу и прогнозированию рыночной экономики. Мое назначение директором Центра экономической конъюнктуры и прогнозирования в ранге министра состоялось 31 декабря 1991 года. Со 2 января 1992 года мы начали создавать абсолютно новую систему государственного регулирования — не централизованную, а финансово-экономическую».

Центр экономической конъюнктуры был ведущей организацией в России по созданию методологии и проведению конъюнктурных обследований в области деловой активности в различных секторах экономики. Он делал вариантные расчеты для различных схем либерализации цен, планов развития внешней торговли и других правительственных решений. Сотрудники Центра стали одними из первых, кто анализировал цены мирового рынка на основные сырьевые товары, изучал внутренний валютный рынок и рассчитывал эффективность валютных операций, а также налаживал процесс обработки таможенной статистики, оперативно прогнозировал уровень безработицы, продовольственного обеспечения и т.д.

Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации (декабрь 1991 года – декабрь 2005 года):

Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации создавался для законодательного обеспечения реформ, и его основной задачей считалась координация процесса разработки первоочередных нормативных актов. Специалисты РЦЭР участвовали в создании ряда законопроектов и среднесрочных программ, а также готовили экспертные заключения по огромному потоку законодательных инициатив и ведомственных документов, выявляя некомпетентные и непосильные для бюджета предложения лоббистов. Директором был назначен Сергей Васильев.

Сергей Васильев, директор Рабочего центра экономических реформ в 1991 – 1994 годах: «Мы создавали основу рыночной экономики, в стране строились новые рыночные институты. Именно строились, так как понятно, что их нельзя было автоматически пересадить на российскую почву, что они должны вырасти здесь сами – конечно, с использованием мирового опыта».

После назначения Васильева на должность заместителя министра экономики РЦЭР возглавил Сергей Павленко.

Сергей Павленко, директор Рабочего центра экономических реформ в 1994 – 1996 годах:  «У Центра не было никаких официальных филиалов. Информация поступала в основном от людей на местах, с которыми мы заключали договор на сотрудничество. Большое значение имели личные связи и контакты. В то время интернета еще не было, поэтому мы пользовались различными телеграфными устройствами. Уж не помню в деталях, как все удалось организовать, но на компьютере постоянно обновлялась новостная лента, двигалась электронная строка, существовала подписка на различные электронные издания, и наши специалисты на местах, проводя мониторинг местной ситуации, в том числе динамики цен, регулярно присылали нам данные».

Центр организовывал семинары, дискуссии и пресс-конференции, отслеживал общественные тенденции. Выпускались конъюнктурные бюллетени и аналитические доклады, проводились оперативные экономические исследования. С 1997 года его возглавлял Владимир Мау.

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации (декабрь 2005 года – настоящее время):

20 декабря 2005 года председатель Правительства Михаил Фрадков подписал Постановление Правительства Российской Федерации № 777 о федеральном государственном учреждении «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации». Оно создавалось путем слияния Центра экономической конъюнктуры и Рабочего центра экономических реформ и становилось их правопреемником. Предельная численность сотрудников Аналитического центра была ограничена до 190 человек.

Основными направлениями деятельности Аналитического центра были определены подготовка для Правительства рекомендаций и предложений по приоритетным вопросам экономической политики, информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительства и участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам осуществления экономических реформ, экспертиза концепций и программ, анализ и  краткосрочное прогнозирование социально-экономического развития России.

Руководить Аналитическим центром назначили Андрея Зверева.

Андрей Зверев, руководитель Аналитического центра в 2007 – 2009  годах: «До 2007 года Центр фактически не работал из-за отсутствия бюджетных ассигнований. Процедур объединения центров никто не начинал, искали руководителя. За 2 года неопределенности было потеряно много работоспособных молодых сотрудников, штат пришлось набирать практически заново.

Благодаря тому, что у нас не стало статуса госслужащих, мы получили право заниматься коммерческой деятельностью. Первые договора были подписаны с госкорпорациями (ВЭБ, РЖД, Газпромом, Транснефтью и др.), знавшими, кто мы такие. Вскоре этот процесс пошёл по нарастающей и позволил в 2008 году увеличить бюджет Аналитического центра в 4–5 раз, достойно платить сотрудникам и приглашать на работу сильных экспертов».

Важным направлением исследований стали региональные и муниципальные мониторинги социально-экономического развития. Постепенно Аналитический центр становился основным центром анализа регионального развития.

В начале 2009 года Аналитический центр возглавил Алексей Макушкин. В соответствии с поставленными задачами специалисты Центра начали мониторинг реализации Основных направлений деятельности Правительства и проектов Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. С использованием собственных информационно-аналитических инструментов проводился сбор и комплексный анализ показателей социально-экономического развития страны.

В декабре 2012 года новым руководителем Аналитического центра был назначен Константин Носков. С появлением новой команды была реализована идея превратить Аналитический центр в современную консалтинговую компанию, тематически работающую по направлениям деятельности Правительства.  

Константин Носков, с декабря 2012 по май 2018 года – руководитель Аналитического центра: «Мы изменили формат работы, стали проводить много публичных экспертно-аналитических мероприятий по различным темам — от 3 до 10 еженедельно, создавая тем самым авторитетный экспертный пул. Мы используем дистанционные опросы, другие форматы взаимодействия с наиболее компетентными отраслевыми специалистами. Таким образом мы держим руку на пульсе социально-экономической жизни страны, видим весь спектр мнений наших коллег – экспертов и аналитиков по разным вопросам, – и на их основе готовим документы, необходимые в работе различных подразделений Правительства».

В первый же год работы в новом формате планы были перевыполнены: вместо 100 экспертных заключений и аналити­ческих материалов для обеспечения деятельности правительства было подготовлено 160, вместо 166 информационных справок по актуаль­ным вопросам социально-экономического развития страны составлено 242, а самым «прорывным» направлением стало проведение экспертно-аналитических мероприятий: установленная госзаданием норма была превышена в 5 раз.

Одним из важнейших направлений работы оставалась подготовка аналитики для правительства, и если за весь 2012 год в Аналитический центр поступило всего около 30 запросов, то сейчас в правительство уходит по 15-20 ответов еженедельно.

18 мая 2018 года Константин Носков был назначен на пост министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, руководителем Аналитического центра стал Владислав Онищенко.

Cегодня основной задачей Аналитического центра остается оперативная экспертная поддержка принятия правительственных решений. И снова он на передовой: Национальные проекты, Комплексный план развития магистральной инфраструктуры, Национальная система управления данными, реформа контрольно-надзорной деятельности, цифровизация важнейших отраслей экономики – вот только некоторые темы, над которыми трудятся эксперты Аналитического центра.